Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Деревья родного края»
Документы для скачивания
Цель: формирование основ патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с природой родного края.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с новым для них деревом - осиной - в сравнении с березой.
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
- Развивать связную речь у детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа:
- наблюдения за живой природой на прогулке;
- разучивание стихов о природе;
- наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
- чтение литературы природоведческого характера;
- рассматривание иллюстраций о лесе;
- знакомство с Красной книгой Смоленского края.
Словарная работа:
береза, осина, ель, сосна;
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.
Материалы к занятию:
- ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
- иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
- хвоя сосны и ели в тарелочках;
- шишки сосны и ели в контейнерах;
- иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
- мяч для игры;
- раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.
Ход занятия
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
-Ребята, куда это мы с вами попали?
-В лес.-
-Почему вы решили, что это лес?
-Птицы поют, вокруг много деревьев.
-Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
«Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек».
(Дерево)
-Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.
-Чем похожи все деревья между собой?
-У них есть ствол, ветви, листья, корни.
-Но не все деревья, которые вы назвали, растут в нашем крае. Пойдемте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
2 часть.
-Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:
«Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке
В белом сарафане».
(Береза)
-Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы? (Осина).
-Послушайте загадку:
«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок.. .осины».
Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
-У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
-Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
-БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
-Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?
(Варианты детских ответов).
-Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
-Чем еще отличаются эти деревья?
-Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
-Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
-Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
-У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
-Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?
-Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.
-Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.
-Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.
-Лес, в котором растут только осины, называется - ОСИННИК.
Повторите это новое слово.
Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.
(Из книги «Лесная мозаика»)
-Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
-Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
-На ветвях этих деревьев растут листочки.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись.
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны.
(наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому.
(руки вверх, помахать ими).
3 часть.
-Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.
-Какие деревья растут в хвойном лесу?
-Сосны, ели.
-Кто знает загадку про ель и сосну?
«Зимой и летом одним цветом».
-Почему эти деревья стоят зеленые?
-Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.
-Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
-Что вы можете рассказать о ёлочке
-Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.
-Какой ствол у сосны?
-Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
-Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
-Чем они похожи?
-Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
«Даже елки мы вначале,
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она,
Не такая как сосна».
-Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
-Иголочками.
-По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
-Скажите, почему хвойный лес так называется?
-Какие хвоинки у сосны?
-Длинные, мягкие, светлые.
-А у ели?
-Короткие, колючие, темные.
-Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
-Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
-Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
-Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
-Какие шишки у ели?
-Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
-Что вы расскажете про сосновые шишки?
-Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
-Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.
4 часть.
-Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».
На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес.
(В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).
5 часть.
-Красивы леса Смоленщины в любое время года!
(Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего лесов).
-Какие краски использовал художник в зимнем лесу?
-Синие, белые, голубые.
-В осеннем лесу же похозяйничала художница - осень. В какие цвета раскрасила она листья?
-В красный, желтый, коричневый, золотой.
-Как сберечь такую красоту?
-Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали.
-Ты чего скрипишь, береза?
-Стынут корни от мороза.
-Ты чего вся побелела,
-Прячешь ветки в кружева?
-Я совсем заледенела.
-Но не бойся... я жива».
-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
( Прошу ребенка прочитать стихотворение).
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу,
Уважает тишину».
УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!