МАСТЕР-КЛАСС "Приключения Незнайки"
Документы для скачивания
Цели: создание условий для развития у педагогов умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей и проявления творческих способностей; расширение перспективы поисково-познавательной деятельности; стимулирование желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы; стремиться к «открытиям» в ходе специально организованного эксперимента.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, воздушные шары, тарелки, спички, иголки, стаканы с водой, пипетки, носовые платочки, ёмкости с холодной и горячей водой, игольница, вилки, минеральная вода, салфетки, виноградинки.
Проведение мастер-класса
Ведущий: Я. А. Коломенский писал: «Было бы очень хорошо, если бы дети узнавали о дубах и буках не из чужих наблюдений, а из собственных наблюдений и опыта».
С самого раннего детства дети активно познают окружающую действительность, свойства предметов и явлений.
Самой доступной и интересной формой поисковой деятельности является экспериментирование. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает не всегда безопасно.
Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребёнка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы.
Для этого мы организуем деятельность детей как в образовательной деятельности по познанию и исследованию, так и в повседневной жизни. Эта деятельность объединена общей темой: «Приключения Незнайки», где игровой персонаж Незнайка вместе с детьми, путешествует в царство воздуха, воды, льда, снега, песка; приобретает знания в ходе экспериментирования, которые базируются на живом интересе, любознательности и проводятся в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил.
Сегодня в мастер-классе мы вместе с вами освоим опыты, которые можно провести с водой и воздухом, и которые помогут вам расширить кругозор детей.
Опыт №1
Цель опыта: расширить представления детей о свойствах воздуха.
Ведущий: Вы знаете, что мы дышим воздухом, что воздух невидим, не имеет определённой формы и собственного запаха, но можем ли мы поймать воздух?
Да, можем, если мы воспользуемся для этого полиэтиленовыми мешочками. Берём мешочек, надуваем его или простоловим воздух раскрытым мешочком, закручиваем. Что же мы видим? (Видим, что получается купол, заполненный воздухом).
Опыт №2
А интересно ли вам будет узнать, что произойдёт с воздухом, если мы его нагреем? Для этого пустой воздушный шарик надеваем на горлышко пластиковой бутылки и ставим в ёмкость с горячей водой. Что вы видите? (Шарик надувается). Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. Поставим бутылку с шариком в холодную воду. Что вы видите? (Шарик сдувается). Как вы думаете, почему так происходит? (Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается).
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ведущий. Вода – замечательное вещество. Она покрывает более 2/3 земной поверхности, и без неё жизнь на земном шаре была бы невозможна. И сейчас мы будет исследовать поразительные свойства воды.
Опыт №3
Опустите монетку в стакан с водой, что произошло? Монетка утонула. Почему? А утонет ли иголка? Положим иголку на кончики зубцов вилки и осторожно опустим на поверхность воды. Если вы сделаете это аккуратно, иголка останется плавать, когда вы уберёте вилку.
Упругая плёнка (или поверхностное натяжение) образуется под иголкой и не даёт ей утонуть. Если присмотреться, то можно увидеть, как плёнка прогибается под весом иголки.
Опыт №4 «Подводная лодка»
Возьмём стакан со свежей газированной водой и бросим в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода «не выдохнется». По этому принципу погружается и поднимается настоящая подводная лодка.
Опыт №5 «Чудесные спички»
- Для этого опыта нам потребуется 5 спичек, пипетки, блюдца. Возьмите спички и надломите их посередине, согните под прямым углом и положите их на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Что вы наблюдаете? Постепенно спички начнут расправляться.
Причина этого явления в том, что волокна впитывают влагу. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна толстеют и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт №6 «Удерживаем воду»
- Промокает ли ваш носовой платок? Странный вопрос.
Наполните стакан водой и намочите носовой платок. Плотно натяните платок на горловину стакана и закрепите с помощью резинки. Переверните стакан вверх дном. Вытекает ли вода? Почему? Что же происходит?
Носовой платок соткан из волокон, между которыми есть крошечные дырочки.
Поверхностное натяжение действует как кожа и не даёт воде выливаться через дырочки. По той же причине не пропускают воду зонтики.
Ведущий:Закончить мастер-класс я хочу такими словами:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Это приписываемое Конфуцию изречение осмыслили современные учёные и выразили его на сухом языке цифр:
То, что мы слышим, -10%
То, что мы видим, – 50%
То, что мы делаем сами, - 90%
Все эти опыты легкодоступны и очень интересны, результаты их порой удивляют и взрослых, и детей. Не опускайте руки, если какой-то опыт не получится сразу, а повторяйте до тех пор, пока не добьётесь нужного результата.