Конспект тематического вечера, посвящённого памяти А.С.Пушкина (средний, старший возраст)
Документы для скачивания
Цель:
Формировать интерес к сказкам А.С.Пушкина.
Создать условия для взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
Задачи:
Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина.
В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина.
Развивать речь, образное мышление, память: умение разыгрывать небольшие театральные постановки.
Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольника через сказки, любовь к русским писателям, учить беречь книги.
Оборудование:
-презентации по сказкам Пушкина;
-выставка книг А.С. Пушкина;
-выставка детских рисунков;
-предметы из сказок (зеркало, яблоко, стрела, невод, орешки и т.д.);
-диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, М.И. Глинки;
-детские музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
-просмотр презентации «Биография А.С.Пушкина»;
- чтение сказок А.С. Пушкина;
- рассматривание иллюстраций и рисование сюжетов из сказок А.С Пушкина;
- слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила»;
- просмотр фильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и тд.;
-разучивание стихотворений, песен, танцев, инсценировок.
Ход вечера:
На экране появляются изображения из детства А.С.Пушкина
Воспитатель: …, а ты любишь сказки? А кто эти сказки придумывает, знаешь? Ясное дело кто – сказочники. Вот послушайте и вы ребята, что я вам сейчас расскажу. Было это давным-давно, 200 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кудрявый. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. А сказки получились у него такие ладные, да чудесные, что стал он великим сказочником на Руси. Кто сказкам волшебником становиться. И я в той стране была. Да, было это, голубчики, в старину…
Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказочникам, а поэту А.С.Пушкин.
На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина
Виталий : Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.
(Звучит музыка)
На экране видео «Лукоморье», дети читают стихи под клип.
Ангелина: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Риана:Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Самира: Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Глеб: Там королевич мимоходом,
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Матвей: В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей, верно, служит;
Там ступа с Бабою Ягой,
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Все: Там русский дух... там Русью пахнет!
Воспитатель: Сейчас был прочтен отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Но он писал не только поэмы, а еще и стихотворения. Больше всего любил писать о временах года.
Дети читают стихотворения:
Антон: «Зима недаром злится…».
Ясмина: «Уж, небо осенью дышало…».
Дарина: «Мороз и солнце, день чудесный…».
За дверью слышится мяуканье.
Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот.
Воспитатель: Как вы сюда попали?
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Кот:
Но вначале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Он в землянке жил 33 года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Назови мне скорей с улыбкой!
- Это сказка о… (рыбаке и рыбке)
На экране открывается название сказки,
(далее также после каждой загадки)
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки)
Дарина – сказочница, выглядывая из окна:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик выдет к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Жили они в ветхой землянке.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла ему пряжу.
Появляется старик, присаживается перед неводом и перебирает его. Старуха встает на колени перед корытом и стирает.
Старуха - Вероника: (отбрасывает тряпку)
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, простофиля, корыто, избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой!
Дарина – сказочница: Вот пошел старик к синему морю
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку.
Звучит песня моря. Выбегают девочки – волны и золотая рыбка. Исполняют танцевальную импровизацию.
Золотая рыбка - Вера: Что тебе надобно, старче?
Старик - Виталий: Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой.
Золотая рыбка - Вера: Не печалься, ступай себе с богом!
Старуха - Вероника: Что печальные сидите?
Барыню не веселите?
Ну-ка песню запевайте
Быстрый танец начинайте!
Танец «Русская сторонка»
Дарина – сказочница, выглядывая из окна
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончилось дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Кот: (обращается к детям): А теперь вы - волны из «Сказке о рыбаке и рыбке». Мы попробуем оживить наши волны. Покажите, как они двигаются.
Игра «Море волнуется»
(музыкальное сопровождение)
Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна.
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку!
Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
Игра «Куда смотрит петушок»
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.
Кот: Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце) (Кот берет зеркало) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- А что царица сделала, когда ей зеркало сказало, что не она всех милее?
Игра: «Повторяй за мной»
Показывает движения, дети вместе с ним.
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Кот:
Загадка: В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут.
У брегов же Окияна
царство славного ... Салтана!
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане … «)
Дарина – сказочница, выглядывая из окна
В этой сказке девицы
Царицами стать мечтали.
Посмотрите, что случилось
В самом деле получилось.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
1девица - Риана: «Кабы, я была царица, —
Дарина – сказочница: Говорит одна девица, —
1 девица - Риана: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 девица - Самира: «Кабы я была царица, —
Дарина – сказочница: Говорит ее сестрица, —
2 девица - Самира:То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 девица - Ясмина: «Кабы я была царица, —
Дарина – сказочница: Третья молвила сестрица, —
3 девица - Самира: Я б для батюшки-царя,
Родила богатыря».
Дарина – сказочница: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь - Матвей: «Здравствуй, красная девица, —
Дарина – сказочница: Говорит он, — будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Дарина – сказочница выглядывая из окна
Но жадность ребята к добру не приводит.
И сказка покажет, как жизнь их накажет.
Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем чудесной бороды, в которой «таится сила»? (Черномор)
Загадка: Здесь на лукоморье диво
Море вздуется бурливо,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя… (33 богатыря)
Танец «Русские богатыри»
Кот: Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня есть к вам еще задание. Ответьте на мои вопросы по сказкам Пушкина.
Кот: 1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).
- Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
- Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).
- В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).
- Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)
- В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)
- В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам оно?
Софья: Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Воспитатель: Давайте возложим цветы к портрету великого поэта.