Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Это удивительное дерево".
Документы для скачивания
Цель:
-познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево.
Задачи:
-расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах;
-формировать умение анализировать свойства объектов;
-способствовать формированию грамматически правильной связной речи и активизации словаря;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые.
Предполагаемые результаты: дети имеют систематизированные представления о свойствах и качествах дерева как материала, осваивают различные способы исследования объектов, умеют оформлять устное завершённое высказывание об объекте.
Оборудование:
-телевизор с разъёмом для USB- носителя;
-видеоролик с иллюстрацией процесса горения древесины, костра и т.п.;
-бейджики с изображением дерева на каждого ребёнка;
-«ящик ощущений»;
-изображения дерева на спиле (годовые кольца);
-бруски дерева и бруски пластилина;
-ёмкость с водой;
-несколько карандашей и точилок;
-8 конвертов;
-предметные картинки с изображением: 1) деревянного дома; 2)корабля или лодки из дерева; 3)дров; 4) посуды; 5) игрушек; 6)мебели; 7) ткани; 8) бумаги;
-сюрпризы для детей (бумажные блокноты, раскраски и т.п.)
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель:
-Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться :»Доброе утро!»
-Здравствуйте,- скажем и солнцу и птицам,
-Здравствуйте,- милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть «Здравствуйте!» слышно
И утром и вечером!
-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о наших верных друзьях и помощниках. А кто это, выузнаете, разгадав мою загадку.
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Его весной и летом мы видели одетым.
А осень наступает-
И листья облетают.
(Дерево).
Основная часть.
1.Вступительная беседа.
-Дерево живое или неживое?
-Почему?
-Какие части дерева мы знаем?
-Для чего нужен корень? Ствол?
- Игра с «ящиком ощущений» ( закрытая полая коробка с отверстием для руки ребёнка, накрытая непрозрачной тканью; внутри деревянный неокрашенный брусок).
- Ребята, мы с вами часто смотрим на деревья глазами. Но сегодня я предлагаю вам посмотреть «руками» - они тоже многое могут нам рассказать о предмете.
Сейчас один из вас опустит руку в мой волшебный ящик, нащупает предмет и расскажет нам, какой он. (Примечание: можно выбрать одного из детей с помощью считалки, а другим предложить поиграть с ящиком в свободное время).
Ребёнок называет сам или с помощью наводящих вопросов воспитателя качества объекта:
-гладкое
-твёрдое
-тяжёлое и др.
По окончании воспитатель вынимает брусок из коробки, демонстрирует его всем детям и сообщает, что сегодня им предстоит знакомство с деревом не как с растением, а как с материалом, очень полезным для людей.
-Сегодня мы с вами отправимся в очень интересное место- лабораторию.
Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое лаборатория, и поясняет, что это место, где учёные проводят разные опыты.
-А теперь давайте превратимся в учёных, которые сегодня будут исследовать дерево и проводить опыты с ним.
Детям надеваются бейджики или медальки с изображением дерева.
- Поисково-исследовательская деятельность.
А) Исследование возраста дерева.
Воспитатель спрашивает, как узнать сколько лет дереву. После предположений детей демонстрирует картинку с изображением спила дерева и указывает на кольца на срезе, дети пробуют посчитать кольца.
Вывод: чем больше колец, тем старше дерево.
Б)Сравнение по твёрдости- мягкости брусков пластилина и брусков дерева.
Воспитатель предлагает детям согнуть, помять пластилин и дерево. Указывает на то, что дерево нельзя смять, изменить его форму с помощью воздействия рук.
Здесь же воспитатель предлагает постучать по брускам молоточками- отмечает, что деревянный брусок не ломается.
Вывод: дерево твёрдое, прочное, крепкое.
В)Опыт «Тонет- не тонет».
Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположена ёмкость с водой, предлагает опустить в неё деревянный кораблик/брусок и железный гвоздь и т.п. Воспитатель должен отметить влияние массы на плавучесть предметов- лёгкий материал держится на воде, тяжёлый тонет.
Вывод: дерево не тонет в воде.
Г) Просмотр видеоролика с изображением процесса горения.
Воспитатель проводит предварительную краткую беседу о том, что будет, если взять горящую спичку и поднести её к бруску. Далее совместно с детьми делается вывод, что нельзя что-либо поджигать в помещении во избежание пожара и предлагает посмотреть видео.
По окончании просмотра воспитатель предлагает детям подумать, может ли быть польза от горения дерева? В случае затруднения наводит детей на мысль о том, что во время горения дерево отдаёт тепло, свет- этими свойствами люди повсеместно пользовались в старину, но и сейчас в разных бытовых ситуациях люди используют это свойство.
Вывод: дерево может служить топливом.
Д) Опыт с карандашами и точилкой.
Воспитатель спрашивает детей, из чего изготовлен карандаш. Далее он отмечает, что дерево, хотя и прочное, можно обрабатывать. Воспитатель точит карандаш, демонстрирует воспитатель деревянную стружку. Предлагает 1-2 детям самим поточить карандаши. Далее воспитатель спрашивает, какими инструментами ещё можно обрабатывать дерево, делить на части. Дети называют сами или с помощью наводящих вопросов топор, пилу, рубанок и др.
- Оформление плаката «Это удивительное дерево».
Воспитатель сажает детей перед большим плакатом с изображением дерева и предлагает вспомнить все его полезные свойства и качества, с которыми дети познакомились в лаборатории.
-Посмотрите, как много пользы приносит дерево. Благодаря этому, люди всегда использовали его в своей жизни и учились делать из дерева самые разные предметы. Сейчас наши ребята расскажут о том, что же люди делали из дерева раньше и что продолжают делать сейчас, и мы с вами сделаем настоящий научный доклад о пользе дерева для ребят из других групп.
Заранее подготовленные дети выходят по очереди с предметными картинками с изображениями домов, кораблей и др.( см.оборудование), рассказывают о предметах, изготовляемых из дерева и о тех свойствах дерева, которые являются необходимыми для их изготовления.
5.Рефлексия.
-Давайте ещё раз скажем, что же можно сделать из дерева?
(Дети называют дома, корабли, мебель, игрушки, бумагу, посуду и др. с опорой на плакат).
-А теперь представьте, что все деревья на планете исчезли? (Рассуждения детей).
-Как же мы должны относиться к деревьям?
Ответы детей. Делается общий вывод о необходимости беречь деревья, леса, избегать лесных пожаров и др.
6.Сюрпризный момент.
-Вы сегодня были замечательными учёными и отлично потрудились в лаборатории. Поэтому для вас у меня есть подарок- вот такой блокнотик (раскраска)- из чего же он сделан? (Из дерева).
Детям вручаются подарки-сюрпризы.