Методическая разработка «Нетрадиционная прогулка в физкультурно-оздоровительной работе ДОО»
Спортивная прогулка – это особый вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности на спортивную тематику.
Цели и задачи спортивной прогулки предусматривают укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При правильной организации прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности дошкольников. Акцент в таких прогулках делается на воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни, формировании физических качеств.
Спортивные прогулки могут проводиться 1-2 раза в месяц в те дни, когда организуется непосредственно образовательная деятельность с большой умственной нагрузкой или по художественному творчеству.
Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на стадион (городской, школьный, дворовый). Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у детей интерес и желание заниматься спортом.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы они не переохлаждались или не перегревались. Как именно будет организована двигательная активность, воспитатель определяет перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний», «Узнай по силуэту», «Кто больше видов спорта с мячом назовет» и др.). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).
С детьми младшего дошкольного возраста на спортивной прогулке можно организовать разнообразные подвижные игры сюжетного характера. Можно пригласить старших воспитанников, которые будут играть с младшими, давать им двигательные задания, обучать определенным двигательным навыкам.
С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об Олимпиаде и истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности, рассказать о народных играх, популярных в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики, штандер. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники могут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.
Структура спортивной прогулки может включать:
- организационный момент или вводную беседу;
- подвижные и спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- самостоятельную деятельность детей;
- индивидуальную работу по различным направлениям воспитанников;
- подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.
Важно отличать подобные прогулки от спортивных праздников, которые требуют тщательной подготовки и наличия у детей определенных двигательных умений и навыков. Спортивные же прогулки предоставляют воспитанникам некоторую свободу выбора, для чего подбираются несколько вариантов игр, заданий, упражнений, при этом учитываются интересы и желания детей. Также прогулки имеют не такую чёткую структуру, как спортивные праздники и развлечения.
Темы прогулок: «Страна волшебных мячей», «Готовимся к Олимпийским играм», «Герои спорта», «Тропа здоровья» и др.
Примерное содержание спортивной прогулки для детей старшего дошкольного возраста
«Готовимся к Олимпийским играм»:
- Предварительная работа. Накануне воспитатель настраивает детей на то, что завтра на прогулке будут проводиться отборочные соревнования и начнется подготовка к малым Олимпийским играм, рассказывает детям об истории Олимпийских игр.
- Организационный момент: беседа с детьми о том, как можно подготовиться к малым Олимпийским играм, какие провести соревнования.
- Основная часть:
- деление на две подгруппы,смотр строя или выполнение строевых упражнений, произнесение речёвки;
- упражнения по показу детей;
- метание на точность;
- прыжки в длину «Кто дальше?»;
- дидактическая игра «Закончи предложение» (Спортсмен какой: сильный, ловкий, внимательный; мячи какие: футбольные, резиновые, легкие);
- командная игра или эстафета.
- Заключение: прохождение по территории детского сада и нахождение картинок с изображением видов спорта. Обсуждение. Дети обмениваются впечатлениями о том, что было необычного на прогулке, и как они еще будут готовиться к малым Олимпийским играм.
Используемая литература:
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №11/2013.
- М.А. Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика – Синтез, 2000.