Мастер-класс "Использование элементов технологии проблемного обучения"
Документы для скачивания
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.
Дидактическая цель: создать условия для мотивационной готовности воспитанников к работе с источниками информации.
Задачи:
- углубить знания педагогов о данной технологии;
- организовать работу с различными источниками информации для активизации познавательной деятельности воспитанников;
- развивать умение критически оценивать поступающую информацию, умение анализировать, классифицировать;
- развивать коммуникативные умения в условиях малой группы;
- формировать ценностное отношение к своей точке зрения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, памятки.
(таблица), ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз), различные деревянные предметы.
Ход мастер-класса.
Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО, на этапе завершения дошкольного образования
у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.
Слайд 1. Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Слайд 2
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Слайд 3 Условиями успешности обучения являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Слайд 4
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, побудить к потребности в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации.
Давайте немного поиграем.
Слайд 5
Что такое проблемная ситуация? (ответы педагогов)
Слайд 6
Проблемная ситуация - это:
- Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- Познавательная деятельность;
- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса).
- Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей.
- Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
- (Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)
основные компоненты проблемной ситуации
- неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- познавательная деятельность
- творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний
Слайд 7
- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?
Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,
Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.
Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.
Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению. (ответы педагогов)
Слайд 9
- В чём суть проблемного обучения? (ответы педагогов)
Слайд 10
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Итак, в структуру организации проблемного обучения входят проблемный вопрос, задача и ситуация.
Но все ли вопросы являются проблемными?
Слайд 10
Предлагаю вашему вниманию два вопроса, какой из них является проблемным?
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивым): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на математике, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, грамоте, художественно-творческих занятиях, а также и в других видах детской деятельности. Необходимо включить весь свой творческий потенциал для осуществления процесса развития ребенка.
А теперь переходим к практической деятельности нашего мастер-класса.
Слайд №11. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Возможно, вам кажется, что здесь изображено лицо обезображенного человека, но если посмотреть на эту картинку с другой стороны, то… это лежит мило спящая собачка.
Вот и на своих уроках я стараюсь создать такую атмосферу деятельности, которая предполагает рассмотрение предмета, явления понятия с разных сторон. И в этом мне помогает технология проблемного обучения.
Слайд №12. Я предлагаю на минутку задуматься и сделать выбор. Если бы вам предложили возможность выбрать между сочетаниями «Легко, трудно, не интересно и интересно». Какую пару вы бы выбрали?
У каждого из нас есть своё понимание того, каким должно быть обучение. Я считаю, обучение должно быть интересным, деятельностным, ведь только тогда оно приобретает личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знания не интересны, то психологи убеждают нас в том, что они становятся бесполезными, по большому счёту это мертвый груз. Поэтому когда учиться легко приятно и интересно, то и познавательный интерес ребёнка к изучаемому предмету есть всегда, в том числе и математики.
Сегодня я с вашей помощью постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые можем мы использовать. Продемонстрирую применение интегрированного подхода в обучении так как именно с его помощью можно создать условия для развития творческого потенциала и познавательной активности детей на занятиях.
Слайд №13. Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Разделите слова на группы по общему признаку: четырнадцать, тюльпан, гугол, гармонь, астра, гитара, треугольник, сто, рояль, берёза, девять, скрипка, раковые шейки, миллион, клен. (на выполнение задания даётся 1-2 мин) Я раздала листочки, на которых написаны данные слова. (комментарий - данное задание направленно на развитие анализировать, классифицировать, выделять общие признаки).
- Сколько у вас получилось групп? (Три).
- Какие? (Музыкальные инструменты, растения, числа. Но мы не знаем, куда отнести такие слова как гугол, раковые шейки, треугольник).
- Может быть, у кого-то есть другой способ классификации?
- Может, вы имеете представление об этих предметах, но не уверены? А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и изобразить те вещи, которые вы не знаете к какой группе отнести. Я предлагаю 1 группе изобразить раковые шейки Слайд №14, второй – треугольник Слайд №15, третьей гугол Слайд №16 (участники каждой группы изображают один и тот же предмет – результаты поместить на доску).
Сверим изображения на слайде и ваши рисунки. Слайд №14-16.
Как вы думаете, почему наши изображения не совпали? От чего зависит отличие окружающих нас вещей? (от информации об этих вещах)
- Если наши рисунки отличаются, значит, информация об этих вещах не достоверная.
А какие источники информации вы знаете? (книга, человек, интернет, учебник, словарь, гербарий и т.д).
- Я предлагаю поработать с источниками информации и обменяться информацией со своими коллегами и опять изобразить те вещи, которые вы рисовали. (результаты поместить на доску). Гугол – это число 100 нулей; число-великан равное 10100 . Раковые шейки – это народное название лекарственное растения – горец змеиный. Треугольник – это музыкальный инструмент.
(Во время выполнения работы участниками групп озвучить цель и задачи мастер класса.)
- А теперь давайте сравним результаты 1- го и второго раза. Какие более достоверные? Почему? (недостаточно информации)
- Что повлияло на результат? (различные источники информации)
И в завершение закончите следующие предложения: Слайд №17.
- В начале занятия, во время изображения предмета, я чувствовал(а) себя…
- Во время работы с источниками информации я узнал(а)…
- В конце занятия я поняла, что, чтобы сделать вывод…
Слайд №18. И завершить свой мастер класс я хотела бы словами «Считай
несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я. А. Каменский). Коллеги, это время моего мастер-класса принесло вам что-нибудь новое?