Конспект открытого мероприятия в средней группе "В гостях у русской избы"
Документы для скачивания
Цель: Закрепить у детей знания о традиционно-бытовой культуре русского народа.
-познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, носочками)
-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра)
-развивать интерес к народным традициям и обычаям.
-воспитывать бережное отношение к народному наследию
-обогащение словарного запаса: ухват, чугунок, спицы, пряжа, веретено, изба, лавка, люлька, красный угол, сундук, самовар, сарафан, рубаха, порты, кокошник.
Оборудование: Макет- «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.), Д\и «Найди пару», мультимедийная установка, CD –проигрыватель.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).
-А вы, знаете, как называются жители нашей страны? (Россияне).
-Молодцы, ребятки, всё правильно!
-А в прошлом как называлась наша страна? (Русь)
-Ребята жители Руси как назывались? (Русичи, славяне).
Звучит фонограмма -звон колоколов.
В-ль: Ребята, послушайте кажется звенят колокольчики, что же это может быть?
(1 слайд).
- Внимание на экран. Это тройка лошадей зовёт нас совершить путешествие в прошлые времена.
В-ль: Хотите отправиться в путешествие? (да).
В-ль: Рассаживайтесь поудобнее в сани и поехали! (дети рассаживаются на стульчики, под фонограмму звон колоколов, отправляются в путешествие). (2 слайд).
В-ль: Ну, вот мы и прибыли на место. (3 слайд). Посмотрите нас встречают в необычном наряде.
Это старинная русская одежда. В древние времена Русичи (славяне) одевались совсем не так, как в наши времена.
Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда.
(4 слайд). Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель.
Рубаха - главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами.
(5 слайд).
Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами.
В-ль: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали.
(6 слайд).
В-ль: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины?
(Ответы детей: кокошник, платки).
(7 слайд).
В-ль: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. (дети описывают).
Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром.
(8 слайд).
Штаны (порты). Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь.
(9 слайд).
В-ль: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? (грешневики, картуз).
В-ль: Какой же была обувь?
(10,11,12 слайд).
На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки.
В-ль: Молодцы ребята!
В-ль: Ребята, вы знаете почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
В-ль: Вот мы с вами и подошли к такой избе.
Демонстрация макета «Изба»
В избе была одна комната.
-Ребята, а кто знает, как она называлась? (Горница).
-Правильно! Молодцы!
- она была и кухней, и спальней.
Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным.
В-ль: Посмотрите, какая мебель была в избе. (показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение).
Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.
Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали.
В-ль: Ребята, кто знает, что это такое? (сундук).
В-ль: Стоит секретный сундучок.
Висят витые ручки, а петля под замок.
Он ковкой обрамлённый,
Ну как же интересно, что он в себе хранит?
В-ль: Ребята, а вам интересно. Что в себе хранит сундучок? (Да)
В-ль: Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова.
Тук-тук-тук, (ударяют кулачком по кулачку).
Чок-чок-чок, (притопывают ногами),
Открывайся, сундучок! (хлопают в ладоши).
(звучит фонограмма, открывается сундук).
-Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (варежки и носочки).
В-ль: Ребята, а вы одеваете варежки и носочки?(да)
-для чего вы их одеваете? (чтобы было тепло и не замёрзнуть, не простудиться и не заболеть).
-кто вам вяжет варежки и носочки? (мама, бабушка).
- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки? (Из ниток)
-Правильно, ребятки. А нитки пряли из шерсти овцы. Её обстригали летом, а затем пряли пряжу и уже потом вязали спицами носки и варежки.
(Демонстрация спиц, клубок пряжи).
В-ль: В этом сундуке варежки и носочки потеряли пару, помогите пожалуйста навести порядок каждой варежке и каждому носочку найти пару, похожая по орнаменту на вашу.
(дети рассаживаются за столы, подбирают своей варежке пару).
В-ль: молодцы, каждой варежке и носочку нашли пару.
В-ль: Ребята, нас ждёт загадка:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает. (Печь)
Демонстрация макета «Русская печь»
В-ль: Печь - это сердце дома.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Печь считали главным украшением и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней.
Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
В-ль: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.
- Послушайте ещё одну загадку:
В печи стоит, закрытый крышкой.
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой
Щи варит в печке. (Чугунок)
Демонстрация чугунка.
В-ль: Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей).
В-ль: Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват).
В-ль: Молодцы! Правильно!
Демонстрация ухвата.
В-ль: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.
В-ль: А, после сытного обеда или ужина русичи (славяне) выходили на улицу в игры поиграть. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».
Подвижная игра «Ручеек» под фонограмму.
В-ль: Наигрались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар).
В-ль: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пироги.
Проходите гости дорогие, угощайтесь!
В-ль: Ребята, расскажите пожалуйста какую вы знаете пословицу про избу и пироги? («Красна изба углами, а печь пирогами!»).
В-ль: Какие вы молодцы!
- Нам пора возвращаться в детский сад. Пирогами мы угостим ребяток.
(Рассаживаются на стульчики (сани), под фонограмму звон колоколов отправляются в детский сад).
(13 слайд).
В-ль: Вот, мы с вами и вернулись в детский сад.
- ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей).
- с чем познакомились? (ответы детей).
-понравилось вам в гостях у русской избы? (ответы детей).