Конспект открытого мероприятия в средней группе "В гостях у русской избы"

Опубликовано: 20:33:21 17-02-2020

Автор: Попова Надежда Алексеевна

Цель: Закрепить у детей знания о традиционно-бытовой культуре русского народа.

-познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, носочками)

-уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра)

-развивать интерес к народным традициям и обычаям.

-воспитывать бережное отношение к народному наследию

-обогащение словарного запаса: ухват, чугунок, спицы, пряжа, веретено, изба, лавка, люлька, красный угол, сундук, самовар, сарафан, рубаха, порты, кокошник.

Оборудование: Макет- «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.), Д\и «Найди пару», мультимедийная установка, CD –проигрыватель.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).

-А вы, знаете, как называются жители нашей страны? (Россияне).

-Молодцы, ребятки, всё правильно!

-А в прошлом как называлась наша страна?  (Русь)

-Ребята жители Руси как назывались?  (Русичи, славяне).

Звучит фонограмма -звон колоколов.

В-ль: Ребята, послушайте кажется звенят колокольчики, что же это может быть?

(1 слайд).

- Внимание на экран. Это тройка лошадей зовёт нас совершить путешествие в прошлые времена.

В-ль: Хотите отправиться в путешествие? (да).

В-ль: Рассаживайтесь поудобнее в сани и поехали! (дети рассаживаются на стульчики, под фонограмму звон колоколов, отправляются в путешествие). (2 слайд).

В-ль: Ну, вот мы и прибыли на место. (3 слайд). Посмотрите нас встречают в необычном наряде.

  Это старинная русская одежда. В древние времена Русичи (славяне) одевались совсем не так, как в наши времена.  

Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда.

(4 слайд). Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель.

Рубаха - главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. 

(5 слайд).

Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. 

В-ль: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали.

(6 слайд).

В-ль: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины?

(Ответы детей: кокошник, платки).

(7 слайд).

 В-ль: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. (дети описывают).

Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром.

(8 слайд).

Штаны (порты). Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь.

(9 слайд).

В-ль: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? (грешневики, картуз).

В-ль: Какой же была обувь?

(10,11,12 слайд).

На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки.

В-ль: Молодцы ребята!

В-ль: Ребята, вы знаете почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

В-ль: Вот мы с вами и подошли к такой избе.

Демонстрация макета «Изба»

В избе была одна комната.

-Ребята, а кто знает, как она называлась? (Горница).

-Правильно! Молодцы!

- она была и кухней, и спальней.

Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным.

В-ль: Посмотрите, какая мебель была в избе. (показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение).

 Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали.

В-ль: Ребята, кто знает, что это такое?  (сундук).

В-ль: Стоит секретный сундучок.

          Висят витые ручки, а петля под замок.

          Он ковкой обрамлённый,

          Ну как же интересно, что он в себе хранит?

В-ль: Ребята, а вам интересно. Что в себе хранит сундучок? (Да)

В-ль: Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова.

Тук-тук-тук,  (ударяют кулачком по кулачку).

Чок-чок-чок,  (притопывают ногами),

Открывайся, сундучок! (хлопают в ладоши).

(звучит фонограмма, открывается сундук).

-Посмотрите, ребята, что внутри сундука. (варежки и носочки).

В-ль: Ребята, а вы одеваете варежки и носочки?(да)

-для чего вы их одеваете? (чтобы было тепло и не замёрзнуть, не простудиться и не заболеть).

-кто вам вяжет варежки и носочки? (мама, бабушка).

- А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки? (Из ниток)

-Правильно, ребятки. А нитки пряли из шерсти овцы. Её обстригали летом, а затем пряли пряжу и уже потом вязали спицами носки и варежки.

(Демонстрация спиц, клубок пряжи).

В-ль: В этом сундуке варежки и носочки потеряли пару, помогите пожалуйста навести порядок каждой варежке и каждому носочку найти пару, похожая по орнаменту на вашу.

(дети рассаживаются за столы, подбирают своей варежке пару).

В-ль: молодцы, каждой варежке и носочку нашли пару.

В-ль: Ребята, нас ждёт загадка:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает. (Печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

В-ль: Печь - это сердце дома.

- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Печь считали главным украшением и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней.

Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

В-ль: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).

Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.

- Послушайте ещё одну загадку:

В печи стоит, закрытый крышкой.

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой

Щи варит в печке. (Чугунок)

Демонстрация чугунка.

В-ль: Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (Ответы детей).

В-ль: Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват).

В-ль: Молодцы! Правильно!

Демонстрация ухвата.

В-ль: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

В-ль: А, после сытного обеда или ужина русичи (славяне) выходили на улицу в игры поиграть. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Подвижная игра «Ручеек» под фонограмму.

В-ль: Наигрались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар).

В-ль: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пироги.

Проходите гости дорогие, угощайтесь!

В-ль: Ребята, расскажите пожалуйста какую вы знаете пословицу про избу и пироги?  («Красна изба углами, а печь пирогами!»).

В-ль: Какие вы молодцы!

- Нам пора возвращаться в детский сад. Пирогами мы угостим ребяток.

 (Рассаживаются на стульчики (сани), под фонограмму звон колоколов отправляются в детский сад).

(13 слайд).

В-ль: Вот, мы с вами и вернулись в детский сад.

- ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей).

- с чем познакомились? (ответы детей).

-понравилось вам в гостях у русской избы? (ответы детей).

 

Документы для скачивания:

53067_NOD. Izba.2.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

53067_NOD. Izba.2.docx

« В гостях у русской избы » НОД Открытое мероприятие в средней 10 группе. Цель: Закрепить у детей знания о традиционно- бытовой культуре русского народа. - познакомить с предметами рукотворного мира( варежками, носочками) - уточнение представления детей о разных формах русского фол ьклора( загадки, пословицы, народная игра) - развивать интерес к народным традициям и обычаям. - воспитывать бережное отношение к народному наследию- обога щение словарного запаса: ухват, чугунок, спицы, пряжа, веретено, изба, лавка, люлька, красный угол, сундук, самовар, сарафан, рубаха, порты, кокошник. Оборудование: Макет- «Русская изба» с предметами быта( печь, старинная посуда, с амовар, чугунок, ухват и т. д. ) , Д\ и «Найди пару», мультимедийная установка, CD – проигрыватель. Ход занятия: В- ль: Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? ( Россия) . - А вы, знаете, как называются жители нашей страны? ( Россияне) . - Молодцы, ребятки, всё правильно! - А в прошлом как называлась наша страна? ( Русь) - Ребята жители Руси как назывались? ( Русичи, славяне) . Звучит фонограмма- звон колоколов. В- ль: Р ебята, послушайте кажется звенят колокольчики, что же это может быть? ( 1 слайд) . - Внимание на экран. Это тройка лошадей зовёт нас совершить путешествие в прошлые времена. В- ль: Хотите отправиться в путешествие? ( да) . В- ль: Р ассаживайтесь поудобнее в сани и поехали! ( дети рассаживаются на стульчики, под фонограмму звон колоколов, отправляются в путешествие) . ( 2 слайд) . В- ль: Ну, вот мы и прибыли на место. ( 3 слайд) . Посмотрите нас встречаю т в необычном наряде. Это старинная русска я одежда. В древние времена Русичи( славяне) одевались совсем н е так, как в наши времена. Давайте мы с вами его рассмотрим. Из чего состояла женская одежда. ( 4 слайд) . Дети описывают, в случаи затруднения, помогает воспитатель. Рубаха- главный элемент женского русского костюма, непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами.  ( 5 слайд) . Сарафан- длинное платье на бретелях, носившееся поверх рубахи. Его шили из ткани красного, синего, иногда из зеленого цвета ткани, украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. В- ль: Молодцы, ребятки всё правильно и интересно рассказали. ( 6 слайд) . В- ль: Не допустимо было ходить без головного убора. Какой головной убор носили женщины? ( Ответы детей: кокошник, платки) . ( 7 слайд) . В- ль: Ребята, а теперь давайте рассмотрим одежду мужчины. ( дети описывают) . Рубаха- основа мужского костюма. Украшали вышивкой. Носили на выпуск, обязательно подпоясывали узким поясом или шнуром. ( 8 слайд) . Штаны( порты) . Широкие штаны сужались к низу, заправлялись в обувь. ( 9 слайд) . В- ль: Ребята, перед нами головной убор мужчин, как он называется? ( грешневики, картуз) . В- ль: Какой же была обувь? ( 10, 11, 12 слайд) . На ноги в давние времена мужчины и женщины одевали лапти и валенки. В- ль: Молодцы ребята! В- ль: Ребята, вы знаете почему Русь называли деревянной? ( Ответы детей. ) Давным- давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В- ль: Вот мы с вами и подошли к такой избе. Демонстрация макета «Изба» В избе была одна комната. - Ребята, а кто знает, как она называлась? ( Горница) . - Правильно! Молодцы! - она была и кухней, и спальней. Стол занимал главное место в избе. Угол где он стоял назывался «красным», т. е самым важным и почётным. В- ль: Посмо трите, какая мебель была в избе. ( показывает на мебель, дети называют, рассказывают предназначение) . Люлька — это подвесная кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку пока чивали, и младенец засыпал. Лавка- днём на ней сидели, а ночью спали. В- ль: Ребята, кто знает, что это такое? ( сундук) . В- ль: Стоит секретный сундучок. Висят витые ручки, а петля под замок. Он ковкой обрамлённый, Ну как же интересно, что он в себе хранит? В- ль: Ребята, а вам интересно. Что в себе хранит сундучок? ( Да) В- ль: Сундучок секретный, просто так его не открыть, чтобы его открыть, нужно сказать секретные слова. Тук- тук- тук, ( ударяют кулачком по кулачку) . Чок- чок- чок, ( притопывают ногами) , Открывайся, сундучок! ( хлопают в ладоши) . ( звучит фонограмма, открывае т ся сундук) . - Посмотрите, ребята, что внутри сундука. ( варежки и носочки) . В- ль: Ребята, а вы одеваете варежки и носочки? ( да) - для чего вы их одеваете? ( чтобы было тепло и не замёрзнуть, не простудиться и не заболеть) . - кто вам вяжет варежки и носочки? ( мама, бабушка) . - А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки? ( Из ниток) - Правильно, ребятки. А нитки пряли из шерсти овцы. Её обстригали летом, а затем пряли пряжу и уже потом вязали спицами носки и варежки. ( Демонстра ция спиц, клубок пряжи) . В- ль: В этом сундуке варежки и носочки потеряли пару, помогите пожалуйста навести порядок каждой варежке и каж д ому носочку найти пару, похожая по орнаменту на вашу. ( дети рассаживаются за столы, подбирают своей варежке пару) . В- ль: молодцы, каждой варежке и носочку нашли пару. В- ль: Ребята, нас ждёт загадка: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает. ( П ечь) Демонстрация макета «Русская печь» В- ль: Печь- это сердце дома. - Как вы думаете, почему? ( Ответы детей) . Печь считали главным украшени ем и достоянием дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Ведь печка- отличная банька, в которой пар исцеляет от множества болезней. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. В- ль: Чем же могла печь накормить своих хозяев? ( В русской печи готовил и щи, кашу, пекли хлеб, пироги) . Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуд а. - Послушайте ещё одну загадку: В печи стоит, закрытый крышкой. Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой Щи варит в печке. ( Ч угунок) Демонстрация чугунка. В- ль: Это чугунок. Посуда, предназначенная для приготовления пищи в печи. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. - Как же можно было достать из печи горячий чугунок? ( Ответы детей) . В- ль: Здесь был нужен другой помо щник. Слушайте про него загадку: Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдаёт, А сам на отдых идёт. ( Ухват) . В- ль: Молодцы! Правильно! Демонстрация ухвата. В- ль: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. В- ль: А, после сытного обеда или ужина русичи( славяне) вы ходили на улицу в игры поиграть. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игр у «Ручеё к». Подвижная игра «Ручеек» под фонограмму. В- ль: Наи грались мы с вами, самое время выпить чаю. Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Древний чайник…( С амовар) . В- ль: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, до машнего уюта и семейного покоя. А пока мы играли, в печи испеклись вкусные пироги. Проходите гости дорогие, угощайтесь! В- ль: Ребята, расскажите пожалуйста какую вы знаете пословицу про избу и пироги? ( «Красна изба углами, а печь пирогами! ») . В- ль: Какие вы молодцы! - Нам пора возвращаться в детский сад. Пирогами мы угостим ребяток. ( Рассаживаются на стульчики( сани) , под фонограмму звон колоколов отправляются в детский сад) . ( 13 слайд) . В- ль: Вот, мы с вами и вернулись в детский сад. - ребята, где мы с вами побывали? ( ответы детей) . - с чем познакомились? ( ответы детей) . - понравилось вам в гостях у русской избы? ( ответы детей) .

Оставить комментарий: