Проект "Наш край родной"
Документы для скачивания
Актуальность проекта
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.
Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Тема проекта: «Наш край родной»
Продолжительность проекта: долгосрочный (август 2018 - май 2019)
Автор проекта: Геронтьева Ольга Анатольевна
Участники проекта:
Воспитатели
Дети старшего дошкольного возраста
Родители воспитанников
Ресурсное обеспечение:
- Экспонаты краеведческого музея
- Книги
- Журналы
- Художественные произведения
- Интернет ресурсы
Цель и задачи проекта:
Цель: Систематизировать знания педагогов и детей о родном поселке, крае.
Задачи:
- Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
- Разработать положение о смотре – конкурсе уголков краеведения в группах.
- Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному поселку, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку
- Расширить представления о родном поселке и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
6.Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия:
Реализация проекта рассчитана на один год: с августа по май и включает в себя три этапа:
- Организационно – подготовительный (август – сентябрь).
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.
- Основной (октябрь – апрель).
Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах.
- Заключительный (май).
Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта: формирование интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы проведения:
- Организационно – подготовительный.
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
- Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном поселке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
- Создание творческой группы
- Разработка положения о смотре – конкурсе, определение критериев, этапов, порядок представления материала.
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Совместное составление плана работы над проектом.
- Основной
Организация работы с педагогами, детьми, родителями воспитанников
Работа с педагогами
Формы и методы работы |
Дата проведения |
Консультация «Создание предметно – развивающей среды в детском саду по краеведению» |
Сентябрь |
Деловая игра «Знай свой край родной, познакомь с ним детей» |
Октябрь |
Семинар – практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек» |
Ноябрь |
Смотр – конкурс уголков краеведения в группах |
Декабрь |
Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Семья. Родословное древо моей семьи» |
Январь |
Консультация «Поэты Смоленщины» |
Январь |
Аукцион форм работы по ознакомлению с родным краем. |
Февраль |
Педагогический совет «Люби и знай свой край родной» |
Март |
Работа с детьми
Образовательная область |
Формы и методы работы |
Социализация |
Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Викторины «Достопримечательности родного поселка», «Растительный и животный мир», «Конкурс знатоков родного края» |
Познание |
Экскурсии по поселку, в краеведческий музей, к памятникам Составление генеалогического дерева. Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Мое имя, его значение», «Семья. Родословное дерево моей семьи», «Символика Смоленской области и Кардымовского района» Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено |
Коммуникация |
Составление творческих рассказов «Мой любимый поселок» Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Моя дружная семья» |
Чтение художественной литературы |
Знакомство с творчеством смоленских поэтов. Экскурсия в Детскую библиотеку. |
Музыка |
Знакомство с играми бабушек и дедушек Знакомство с творческими коллективом «Забавушка», Оркестр русских народных инструментов. Экскурсии в районный Дворец культуры, в детскую школу искусств. |
Художественное творчество |
Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной»
|
Физическая культура |
Подвижные игры «Салки», «Горелки», «Гуси, гуси», «Красочки», «12 палочек», «Городки», «Лапта» и другие. |
Работа с родителями воспитанников
Формы и методы работы |
Дата проведения |
Беседы с родителями о важности данной проблемы |
В течение года |
Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной» |
Сентябрь |
Изготовление семейных альбомов |
Декабрь – январь |
Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта |
В течение года |
Консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» |
1 раз в квартал |
- Заключительный
Обобщение результатов работы
Анализ деятельности
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Список литературы:
- Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008.
- Солнцева, О.В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5-17
- Шаламов, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / В. Шаламов. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009