Методические рекомендации по организации музыкальных сказок.
Документы для скачивания
Конспект выступления
«Организация постановок музыкальных сказок нравственно – патриотического содержания».
В основу патриотического воспитания положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:
- профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
- сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
- сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
- взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
- единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.
При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:
- разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;
- составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;
- разработка цикла практических занятий с детьми;
- формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);
- разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).
Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:
- музыкальные занятия;
- комбинированные занятия;
- развлечения;
- экскурсии и наблюдения;
- народные подвижные игры;
- кукольный театр;
- драматизация;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;
- посещение музеев;
- работа с семьей.
Когда дети с раннего возраста участвуют в небольших сценических постановках, это положительно влияет на их развитие.
Основная сложность заключается в том, что воспитатель или музыкальный руководитель берет на себя обязанности по работе с маленькими «артистами», а также по звуковому и визуальному оформлению спектакля.
Самое главное – грамотно выбрать репертуар.
Не стоит «замахиваться» на пьесы со сложной драматургией. В основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет. Еще лучше, если это будет музыкальная сказка. Благодаря музыкальному оформлению спектакль только выигрывает.
Этапы подготовки театрального действа.
- Знакомство с музыкальной драматургией произведения.
Познакомьте участников театрального действа с музыкальным и поэтическим текстами произведения. Этот процесс можно ускорить, если прочитать детям поэтический текст как обычную сказку.
- Составление «Событийного ряда» произведения.
Событийный ряд – это набор событий литературного произведения, которые определяют вектор развития драматургии всего спектакля.
- Создание эскизов костюмов персонажей к спектаклю.
Выберите художественный стиль, в котором будут решены сценические костюмы участников театрального действа.
Нарисуйте эскизы костюмов или найдите подходящие изображения в интернете.
Подойдите творчески к решению данной задачи, предложите детям изобразить на бумаге персонажей сказки. Рисунки можно использовать для организации выставки, посвященной спектаклю.
- Составление «постановочного плана» спектакля.
В «постановочный план» спектакля входит перечень декораций, костюмов, театрального реквизита, характеризующих атмосферу времени и действия вокруг персонажей, а также их внешний облик. От грамотно составленного перечня зависит успех постановки. Чтобы упростить процесс поиска реквизита и необходимых костюмов для спектакля, обратитесь за помощью к родителям.
- Организация репетиционного процесса.
Репетиционный процесс представляет с собой читку драматического текста роли, постановку танцевальных и песенных номеров.
Определите по 2-3 ребенка на одну роль. Таким образом, можно будет провести несколько спектаклей с разными актерскими составами. Начинающие артисты смогут видеть игру своих сверстников, учиться на их ошибках или неудачах, анализировать отрицательный и положительный практический опыт актерской игры.
Проводите репетиции в том помещении, где должен состояться спектакль. Дети в процессе репетиций смогут привыкнуть «психологически» к окружающей их обстановке. Такое частое психологическое явление, как «боязнь сценического пространства», постепенно отступит на второй план и не будет проявляться в течение всего театрального действа.
Помните, что от качественно выученного текста роли на память на прямую зависит успех выступление актера. Если он досконально знает свою роль, уверен в каждом слове, то у него появляется чувство артистической свободы. То есть его внимание сконцентрировано не на панически – хаотичном воспроизведении зазубренного наизусть текста, а на самой актерской игре и на взаимодействие с другими участниками спектакля.
Продумайте оптимальные движения и жесты для маленьких актеров. Проще всего будет изобразить для себя схему движений персонажей, их выходы и уходы со сценической площадки после своих монологов и диалогов.
Помните, что требовать от детей каких – либо сложных мизансцен нельзя. Это их первые шаги в области сценического творчества, поэтому для них важны положительные впечатления от соучастия в театральном действе, другими словами – ощущение праздника.
Учитывайте этот же подход в процессе постановки массовых сцен или танцевальных номеров. У каждого ребенка чувство внутреннего ритма может коренным образом отличаться от остальных. Естественно, в таких случаях нужна ваша помощь. Если какой-нибудь ребенок (или группа детей) не может попасть в темпоритм танца и выполнить какие-нибудь общие для всех участников сценического номера движения и жесты, упростите их набор.
Для проведения репетиций необходимо составить список первого состава, список второго состава актеров. Репетиции должны быть: 1) индивидуальные; 2) по кускам; 3) совместные; 4) генеральная.
Последняя репетиция должна обязательно проходить в костюмах. Вы сможете еще раз проверить, не упадет ли что-нибудь с костюма во время спектакля, не будет ли мешать и стеснять движения костюм. Дети заранее видят себя в костюмах, что позволяет глубже вникнуть в образ, не чувствовать себя скованным во время спектакля от новой одежды. Кроме того, дети не будут отвлекаться, разглядывая друг друга в необычном виде.
- Составление плана звукового оформления спектакля.
Качественное звуковое оформление способно улучшить общую атмосферу спектакля. Однако существует несколько вопросов, которые предстоит решить.
Подготовьте список из музыкальных композиций, а также аудионоситель с ними для воспроизведения в процессе спектакля.
Чтобы осуществить над воспроизведением композиций в течение театрального действа, пригласите на «должность» звукорежиссера на несколько заключительных репетиций кого-нибудь из коллег, объясните ему профессиональные обязанности.
Помимо музыкального сопровождения, которое публика воспринимает в виде своеобразного звукового фона, создающего внутреннюю атмосферу спектакля, у каждого персонажа существует своя звуковая линия. Эта своеобразная линия называется – лейтмотив. И действительно, если вслушаться в музыку, звучащую в процессе театрального действа в различный жанрах, относящихся к музыкальному театру, перед появлением каждого персонажа за несколько секунд зритель уже инстинктивно понимает, кто сейчас предстанет перед его взором – добрый или злой герой.
Сделайте тоже самое в звуковом оформлении спектакля. Проявите творческое воображение. К каждому из персонажей подберите из различных музыкальных композиций собственный лейтмотив. Этот ход многократно усилит воздействие и на публику, и на маленьких артистов, поможет им развить фантазию.
Итак, постановка спектакля с детьми дошкольного возраста представляет собой сложную структуру и делится на этапы, успешное выполнение которых зависит от качества предварительной подготовки воспитателя или музыкального руководителя.