Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Зимушка зима"
Документы для скачивания
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка- зима». Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных( заяц, медведь, белка, лиса, волк) . Картинки птиц( снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей) . Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф. Ход занятия. Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку: Я белым покрывалом всю землю накрываю, Белю поля, дома, зовут меня …. ( Зима) . - О каком времени года мы будем сегодня говорить? ( о зиме) . Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа. - Назовите приметы зимы. ( Ответы детей) . - Назовите пожалуйста зимние месяцы. ( Декабрь, январь, февраль) . Молодцы. Декабрь- первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по- прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе « хмурень »- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз- строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря- самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь- второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют « лютень » или « лютовей ». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь- зимы государь»- так в народе говорят. Февраль- последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли « снеговеем », « ветродуем ». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. в народе декабрь? ( хмурень) . - Почему? ( хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные) . - Почему январь называют лютым? ( трещат морозы, лютует стужа) . - Что такое оттепель? ( это когда припекает солнце и тает снег) . - Почему февраль называли ветродуем? ( дует сильный ветер) . Молодцы. Упражнение «Подбери признак». - Если на улице идет снег, то погода…. ( снежная) - Если на улице мороз, то погода…. ( морозная) - Если на улице ветер, то погода( ветряная) - Если на улице холод, то погода…. ( холодная) Помощники зимы: - Метель- сильный снег без ветра. - Вьюга- сильный снег с ветром. - Пурга- вьюга с сильным ветром, сбивающий с ног. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше. Присаживайтесь. - Ребята, а что же происходит зимой с животными? ( Ответы детей) . Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами. Показываю картинку зайца. Медведи сладко спят в берлогах. Показываю картинку медведя, спящего в берлоге. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. Показываю картинку белки. Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор. Показываю картинку лисы. Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком. Показываю картинку волка. - Чем питаются зимой заяц и белка? ( грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки) . - На кого охотится лиса? ( на мышей) . - Что делает медведь? ( спит) . - Что делает волк? ( воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком) . Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко. Стынут ветки на морозе, у сосны и ели. Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели. Подойду поближе к ней, и глазам не верится, Стайка алых снегирей облепила деревце. Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. - Каких зимующих птиц вы знаете? ( Ворона, воробей, синица, сорока и т. д. ) . Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки. Показываю картинки птиц. - Чем питаются зимой птицы? ( семенами деревьев, лущат шишки) . - Как люди помогают птицам? ( вешают кормушки, кормят птиц) . Зимой и у детей много забав. - Что можно делать зимой на улице? ( кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д. ) . Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке. Дети садятся за столы. Перед работой разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик дедушка, показываем большой палец. Этот пальчик бабушка, - - - - - указательный Этот пальчик папочка. - - - - - средний Этот пальчик мамочка- - - - - безымянный А вот этот пальчик- я- - - - - мизинец Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки. Дети под музыку рисуют. Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал( 3 – 4 человека) . Молодцы. Итог: - О чём мы сегодня говорили? - Что вам понравилось больше всего? Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».