Программа внеурочной деятельности "Этот удивительный мир"
Документы для скачивания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этот удивительный мир» обще-
интеллектуального направления для глухих обучающихся составлена на основе следующих нормативных документов и программ:
- ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03. 07. 2016г).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (в соответствии с ФГОС с ОВЗ) от 28.01.2016г.
- Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». – М: Просвещение, 2016 г.
Актуальность программы заключается в том, что с интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становятся всё острее. Всё это вызывает необходимость усиления охраны животного мира.
Цели программы: формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.
Задачи программы:
-расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о животных;
-мотивировать к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин;
-способствовать формированию знаний о животных;
-развивать мышление, любознательность, творческое воображение, наблюдательность, познавательный интерес, память;
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к родному краю, к окружающему миру;
-формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды;
-способствовать сплочению детского коллектива.
Программа курса «Этот удивительный мир» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа реализуется в рамках «Внеурочная деятельность», является закономерным продолжением урока по окружающему миру, его дополнением.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, включает множество новых элементов, материалов повышенной трудности, требующих творческого подхода, которое соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Логическая связь между занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, обеспечивает различными видами деятельности и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. Все это способствует подготовке учащихся к участию в различных муниципальных, Всероссийских интернет конкурсах, олимпиадах.
Данный курс состоит из системы дидактических и развивающих игр, творческих заданий, практических работ, изготовление поделок, экскурсии в природу. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 8 - 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия по 40 минут. Программа рассчитана на 2 года. Объем курса - 67 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В ходе освоения курса обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности;
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-установление причинно-следственных связей.
-ориентация на моральные нормы и их выполнение.
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.
- поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель),
-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в -соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Коммуникативные:
-слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию;
-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию;
-сотрудничать под руководством учителя;
-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
- названия диких животных и их детенышей;
-элементарные правила поведения в природе;
- особенности поведения диких животных;
обучающиеся должны уметь:
- называть диких животных и их детенышей;
- выполнять элементарные правила поведения в природе.
Промежуточной аттестацией по реализации программы является участие обучающихся в школьной предметной олимпиаде. Могут быть зачтены результаты участия и побед в дистанционных викторинах, олимпиадах, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. Введение. |
||
1 |
Вводное занятие: Кто такие животные? |
1 |
2. Дикие животные. |
||
2,3 |
Заяц - «Длинное ухо». |
2 |
4,5 |
Лисица. «Лиса Патрикеевна». |
2 |
6 |
Экскурсия в зоопарк г. Абакан. |
1 |
7 |
Серый хищник – волк. |
1 |
8 |
Почему волка называют санитаром леса? |
1 |
9,10 |
Хозяин леса – медведь. |
2 |
11 |
Жизнь животных осенью. |
1 |
12 |
Экскурсия в лес. |
1 |
13,14 |
Любознательный зверёк – белка. |
2 |
15 |
Куница - охотник на белок. |
1 |
16,17 |
Сердитый недотрога - ёж. |
2 |
18 |
Дикие животные и их детеныши. |
1 |
19 |
Лесной красавец – лось. |
1 |
20 |
Подземный житель – крот. |
1 |
21 |
Экскурсия в музей им. Мартьяного. Дикие животные. |
1 |
22 |
Жизнь животных зимой. |
1 |
23 |
Всеядное животное — барсук. |
1 |
24 |
Повадки и особенности барсука. |
1 |
25 |
Бобр-строитель. |
1 |
26 |
Запасливый бурундук. |
1 |
27 |
Кабан - дикий родственник домашней свиньи. |
1 |
28 |
Мышка - норушка. |
1 |
29 |
Жизнь животных весной. |
1 |
30 |
Экскурсия в лес. |
1 |
31 |
Рысь - родственник кошки. |
1 |
32 |
Соболь - «дорогой» зверёк. |
1 |
33 |
Викторина «Знатоки диких животных». |
1 |
|
Итого |
33 часа |
1.ВВЕДЕНИЕ.
Вводное занятие: Кто такие животные? Игра «Поле чудес». Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ.
2.ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Заяц - «Длинное ухо».Разгадывание загадок, рассказ учителя, чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Лисица. «Лиса Патрикеевна».Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Экскурсия в зоопарк г. Абакан.Познакомиться с животными зоопарка, все ли животные, живущие в зоопарке, водятся в наших лесах.
Серый хищник – волк.Почему волка называют санитаром леса? Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа. Практическая работа в группах - «Раскрась».
Хозяин леса – медведь.Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Жизнь животных осенью. Формировать представление осенью как животные готовятся к зиме, белка делает запасы на зиму, медведь накапливает жир и ложиться в спячку.
Экскурсия в лес. Наблюдать за белочками.
Любознательный зверёк –белка.Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику».
Куница - охотник на белок. Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».
Сердитый недотрога- ёж. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Дикие животные и их детеныши. Просмотр видеоматериалов, Игра "Найди животным их детёнышей".
Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Подземный житель – крот. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики».
Экскурсия в музей им. Мартьяного. Дикие животные. Познакомиться с животными музея, все ли животные, которые есть в музеи, водятся в наших лесах.
Жизнь животных зимой. Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, составление пазлов.
Всеядное животное — барсук. Повадки и особенности барсука. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику».
Бобр-строитель. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Запасливый бурундук. Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто? Где? Когда?
Мышка-норушка.Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Жизнь животных весной. Просмотр видеофильма. Разгадывание кроссворда, лепка из пластилина, игра " Кто чем питается?".
Экскурсия в лес.
Рысь - родственник кошки. Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Соболь - «дорогой» зверёк. Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Викторина «Знатоки диких животных». Викторина. Формировать умения оформлять выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться». Уметь проводить обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Животные Красноярского края. |
||
1 |
Животные Красноярского края. |
1 |
2 |
Этажи леса. |
1 |
3 |
Жилища животных. |
1 |
4 |
Экскурсия в лес. |
1 |
5 |
Подготовка животных к зиме. |
1 |
6 |
Запасливая белка. |
1 |
7 |
Медведь – лежебока. |
1 |
8 |
Как зимуют ежи. |
1 |
9 |
Заяц беляк и русак. |
1 |
10 |
Как проводят зиму лисы. |
1 |
11 |
Хищное животное волк. |
1 |
12 |
Лесной житель - лось. |
1 |
13 |
Дикие животные и их детеныши. |
1 |
14 |
Экскурсия в музей им. Мартьяного. Дикие животные. |
1 |
15 |
Моё любимое животное. |
1 |
16 |
Викторина «Животные наших лесов». |
1 |
Животные красной книги Красноярского края. |
||
17 |
Лес и человек. Правила поведения в лесу. |
1 |
18 |
Исчезающие виды животных. |
1 |
19 |
Животные «Красной книги». |
1 |
20 |
Красный волк. |
1 |
21 |
Козел сибирский. |
1 |
22 |
Снежный барс. |
1 |
23 |
Исчезающее животное – архар. |
1 |
24 |
Бобр обыкновенный. |
1 |
25 |
Белый медведь. |
1 |
26 |
Северный олень. |
1 |
27 |
Манул. |
1 |
28 |
Сибирская косуля. |
1 |
29 |
Кабан. |
1 |
30 |
Соболь. |
1 |
31 |
Проект «Красная книга» |
1 |
32 |
Проект «Красная книга» |
1 |
33 |
Проект «Красная книга» |
1 |
34 |
Защита проектов. |
1 |
|
Всего |
34часа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Форма |
Словарь |
УУД |
Введение |
||||||
1 |
07.09 |
Вводное занятие: Кто такие животные? |
|
Практическая работа «Путешествие в мир животных: игра «Поле чудес». |
В наших лесах живут разные животные. Медведь, лиса, волк, заяц - это дикие животные живут в лису, сами добывают себе корм, делают себе жильё. |
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: понимать инструкцию; |
Дикие животные |
||||||
2 3 |
14.09 21.09 |
Заяц - «Длинное ухо». |
|
Комбинированное тематическое занятие. |
В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. У зайца нет дома, он спит под кустами, корнями вывернутого бурей дерева. |
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель), осознанно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; поиск и выделение необходимой информации. |
4 5 |
28.09 05.10 |
Лисица. «Лиса Патрикеевна». |
|
Беседа, презентация, обсуждение. |
Лиса относится к хищным животным. Лисы не способны делать запасы. Для охоты лисы выбирают темное время суток или раннее утро. Зимой лиса занимается мышкованием. |
|
6 |
12.10 |
Экскурсия в зоопарк г. Абакан. |
|
Экскурсия в зоопарк, наблюдение за животными.
|
Познакомимся с животными зоопарка, все ли животные живущие в зоопарке водятся в наших лесах. |
|
7 |
19.10 |
Серый хищник – волк. |
|
Презентация, обсуждение. |
Волка называют санитаром леса, потому что он уничтожает всех слабых и больных животных. |
|
8 |
26.10 |
Почему волка называют санитаром леса? |
|
Практическая работа в группах - «Раскрась», выставка детских работ. |
Волки - хищники. Пользу или вред приносит природе волк? |
|
9 10 |
02.11 16.11 |
Хозяин леса – медведь. |
|
Тренинг на умение находить нужную информацию. |
Медведь – крупное хищное животное, хорошо плавает и лазит по деревьям. В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. |
|
11 |
23.11 |
Жизнь животных осенью. |
|
Беседа, отгадывание кроссворда, конкурс рисунков. |
Осенью животные готовятся к зиме, белка делает запасы на зиму, медведь накапливает жир и ложиться в спячку. |
|
12 |
30.11 |
Экскурсия в лес. |
|
Экскурсия в лес, наблюдение за белочками. |
Белочки шустрые, не боятся людей, берут корм с рук, меняют шубку на серую. |
|
13 14 |
07.12 14.12 |
Любознательный зверёк – белка. |
|
Работа в группах – «Собери мозаику», беседа. |
Белочка – аккуратная и запасливая. В конце лета и осенью белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки. Весной и летом шубки на белках рыжевато-золотистые, к зиме мех становится серебристо-серым, густым, теплым. Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. |
|
15 |
21.12 |
Куница - охотник на белок. |
|
Беседа, зарисовки, выставка детских работ. |
Куница ест практически все. Судите сами: мыши, белки, ежи, зайцы, птицы, яйца, ящерицы, улитки, лягушки, насекомые, летучие мыши. Это только животная пища. А куница и растительной пищей не пренебрегает: кизил, яблоки, виноград, груши, терн, шиповник, сливы, боярышник, рябина. Любит куница и мед. Разоряет шмелиные гнезда и соты в дуплах с дикими пчелами. |
|
16 17 |
28.12 11.01 |
Сердитый недотрога - ёж. |
|
Творческая работа «Вылепи ёжика», выставка детских работ. |
Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. |
|
18 |
18.01 |
Дикие животные и их детеныши. |
|
Просмотр видеоматериалов, игра «Найди животным их детёнышей». |
Весной у животных появляются детёныши, животные заботятся о своих малышах. |
|
19 |
25.01 |
Лесной красавец – лось. |
|
Работа в группах, панно «Лесной красавец». |
Лось питается веточками деревьев и кустарников. Лоси – большие любители такого растения, как иван-чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание. |
|
20 |
01.02 |
Подземный житель – крот. |
|
Круглый стол «Земляные холмики». |
Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, очень чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы, - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. |
|
21 |
08.02 |
Экскурсия в музей им. Мартьяного. Дикие животные. |
|
Экскурсия в музей имени Мартьяного. |
Познакомимся с животными музея, все ли животные которые есть в музеи водятся в наших лесах. |
|
22 |
15.02 |
Жизнь животных зимой. |
|
Разгадывание кроссворда, беседа, составление пазлов. |
Некоторым животным трудно зимой найти себе кори, холодно им и голодно, бродят они по лесу в поисках пищи, а некоторые спят в тёплых норах и берлогах. |
|
23 |
01.03 |
Всеядное животное — барсук. |
|
Угадывание животных по части картинки, сообщение учащихся о барсуке. |
Барсук – это хищный зверь. Нору барсук делает на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у него получается. В городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для него. |
|
24 |
15.03 |
Повадки и особенности барсука. |
|
Разгадывание загадок, работа в группах «Собери картинку». |
А вот ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. |
|
25 |
22.03 |
Бобр-строитель. |
|
Игра Чей хвост", разгадывание кроссворда. |
Бобры любят строить около воды норы и хатки, выход из жилища находиться под водой. Бобр является одним из самых крупных грызунов, Бобры имеют третье веко, чтобы лучше ориентироваться в воде во время плавания. Некоторые думают, что хвост помогает бобрам плавать, но это не так. В воде с этой целью они используют перепончатые задние лапы. Хвост же служит больше для удержания |
|
26 |
05.04 |
Запасливый бурундук. |
|
Просмотр видеофильма, беседа. |
1. Бурундуки - грызуны. Бурундуки носят еду, пряча её в рот, за щёки. Взрослый бурундук способен таким образом за раз перенести десяток орехов. Выглядит бурундучок с раздутыми щеками довольно комично. |
|
27 |
12.04 |
Кабан - дикий родственник домашней свиньи. |
|
Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. |
Кабан – ближайший родственник домашней свиньи. У взрослых самцов-кабанов вырастают устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Кабаны довольно быстро бегают, причем хорошо передвигаются даже по густым зарослям. Кабаны хорошо плавают, могут передвигаться по болоту и лазать по склонам. Зрение у этих зверей не очень хорошее. О приближении опасности они узнают благодаря слуху и великолепному обонянию. |
|
28 |
19.04 |
Мышка - норушка. |
|
Беседа, игра "Четвертый лишний". |
Лесные мышки очень маленькие, они питаются орешками, семенами, ягодами, насекомыми. Осенью заготавливают себе корм на зиму. |
|
29 |
26.04 |
Жизнь животных весной. |
|
Разгадывание кроссворда, лепка из пластилина, игра " Кто чем питается?", выставка детских работ. |
Весной просыпаются животные которые спали всю зиму, у них появляется потомство, начинается линька.
|
|
30 |
03.05 |
Экскурсия в лес. |
|
Экскурсия в весенний лес, наблюдение за белочками.
|
Как ведут себя белочки весной, появились маленькие бельчата. Игра "Чей хвост" - У диких зверей, как и у человека, есть части тела, но называются по-другому. - У человека руки, а у зверя (лапы) Лицо - морда Живот – брюхо Ногти – когти Рот – пасть Зубы – клыки Волосы – шерсть |
|
31 |
10.05 |
Рысь - родственник кошки. |
|
Сравнение домашней кошки с рысью, рисование рыси, выставка детских работ. |
Рысь –зверь с очень острым зрением. Место обитания рыси – густой лес, чем дальше от жилья человека, тем лучше. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, выслеживая потенциальную жертву. |
|
32 |
17.05 |
Соболь - «дорогой» зверёк. |
|
Игра «Эти забавные животные», разгадывание кроссворда. |
Соболь – уникальная жемчужина тайги. Цениться своим мехом. Человек, остановись!!! Соболь – зверь небольших размеров. Длина его тела в среднем — 55 см, а хвоста — до 20 см. Вес – около 1,5 кг. Соболь – типичный хищное животное. Белки, зайцы – предпочтительное для зверя лакомство, на втором месте птицы — рябчик, глухарь, красная полевка, пищуха. |
|
33 |
24.05 |
Викторина «Знатоки диких животных». |
|
Викторина. 1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться». |
- Где зимой спит медведь? - Как называется детёныш белки? - Какой зверь умеет запутывать следы? - Почему заяц меняет зимой цвет шубки? - Какой зверёк живёт под землёй? - Что делает ёж зимой? - Лучший строитель плотин? |
№п/п |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Форма |
Словарь |
УУД |
Животные Красноярского края. |
||||||
1 |
03.09 |
Животные Красноярского края.
|
1 |
Игра: «Путешествие по нашему краю», просмотр презентации. |
В наших лесах живут разные животные. Медведь, лиса, волк, заяц - это дикие животные живут в лису, сами добывают себе корм, делают себе жильё. |
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель), осознанно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; поиск и выделение необходимой информации.
|
2 |
10.09 |
Этажи леса. |
1 |
Комбинированное тематическое занятие. |
Ярусы – деревья, кустарники, травы. Мыши, ежи, лоси, олени, косули, кабаны, зайцы, белки. Каждое животное занимает в лесном доме свою «квартиру» и это зависит от того, чем питается зверь. |
|
3 |
17.09 |
Жилища животных. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, игра «Засели животных в свои домики». |
Белка живёт в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе, волк в логове, у зайца нет дома, прячется в снежной ямке. |
|
4 |
24.09 |
Экскурсия в лес. |
1 |
Экскурсия в лес, наблюдение за белочками. |
Белочки шустрые, не боятся людей, берут корм с рук, меняют шубку на серую. |
|
5 |
01.10 |
Подготовка животных к зиме. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, обсуждение, зарисовки. |
Животные готовятся к зиме. У животных начинается линька. Белки и зайцы меняют цвет. Мех животных становиться более тёплым, появляется подшёрсток. |
|
6 |
08.10 |
Запасливая белка. |
1 |
Беседа, презентация, обсуждение. |
Белка живёт в дупле. Питаются орехами, грибами. Летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. Грибы нанизывает на ветки. Гнездо белка делает на высоких соснах и елях. Белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть. Летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой. |
|
7 |
15.10 |
Медведь – лежебока. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, обсуждение, зарисовки. |
Его дом — берлога. Устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. Носит туда мох, листья. Зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем. Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. Едят и накапливают жировой слой. В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую. В берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. Они очень маленькие. |
|
8 |
22.10 |
Как зимуют ежи. |
1 |
Беседа, презентация, обсуждение. |
Рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. Носит в нее листья, мягкий мох. У ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. Поэтому ежик впадает в спячку. Зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть. |
|
9 |
29.10 |
Заяц беляк и русак. |
1 |
Беседа, отгадывание кроссворда, конкурс рисунков. |
Зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. Зачем? Чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам. Зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору. Постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами. Осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. Это происходит во время листопада. Зайчат так и называют, листопадничками. Зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. Молока хватает на 3 дня. Потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, даже чужих. |
|
10 |
12.11 |
Как проводят зиму лисы. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, обсуждение, зарисовки. |
Лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. Подкрадываются к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. Лиса нюхает снег и ищет мышей. |
|
11 |
19.11 |
Хищное животное волк. |
1 |
Работа в группах – «Собери мозаику», беседа. |
Волки – хищники коварные и очень опасные. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат. |
|
12 |
26.11 |
Лесной житель - лось. |
1 |
Тренинг на умение находить нужную информацию. |
Лось крупный зверь. У него есть: рога, голова, туловище, ноги, копыта, хвост. Тело лося покрыто шерстью. Лось питается травой, грибами, мхом. Большое животное, лесной красавец, носит на голове украшение — большие рога. Питается лось растениями, а зимой гложет кору деревьев. Трудно зимой лосям, поэтому часто лесники подкармливают лосей. В конце осени лось сбрасывает рога, к весне отрастают новые. |
|
13 |
03.12 |
Дикие животные и их детеныши. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, игра «Найди животным их детёнышей». Дерево предсказаний. |
Весной у животных появляются детёныши, животные заботятся о своих малышах. Волк, волчонок, лиса, лисенок, заяц, зайчонок, медведь, медвежонок. |
|
14 |
10.12 |
Экскурсия в музей им. Мартьяного. Дикие животные. |
1 |
Экскурсия в музей имени Мартьяного |
Экспонаты изученных животных наших лесов, все ли животные которые есть в музеи водятся в наших лесах. |
|
15 |
17.12 |
Моё любимое животное. |
1 |
Практическая работа. Макет «Жизнь животных зимой». |
Мне понравился …, потому что он… Я хочу сделать … |
|
16 |
24.12 |
Викторина «Животные наших лесов». |
1 |
Викторина.
|
- Где зимой спит медведь? - Как называется детёныш белки? - Какой зверь умеет запутывать следы? - Почему заяц меняет зимой цвет шубки? - Кого ноги кормят? - Что делает ёж зимой? |
|
Животные красной книги Красноярского края. |
||||||
17 |
14.01 |
Лес и человек. Правила поведения в лесу. |
1 |
Беседа, презентация, Обсуждение, игра «Найди ошибку». |
Нельзя разводить костры, бросать мусор, рвать цветы, брать птенцов, детёнышей в руки, разрушать муравейники, ломать ветки деревьев. |
Познавательные: адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель), осознанно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).
Коммуникативные: слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.
Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) установление причинно-следственных связей; ориентация на моральные нормы и их выполнение; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; поиск и выделение необходимой информации.
|
18 |
21.01 |
Исчезающие виды животных. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, беседа. |
Есть животные, которых осталось на земле очень мало, исчезают, нужно беречь, заповедники, заказники. |
|
19 |
28.01 |
Животные «Красной книги». |
1 |
Беседа, знакомство с красной книгой, работа с презентацией. |
Редкие и исчезающие виды животных заносят в Красную книгу. Нельзя уничтожать этих животных, в заповедниках им создают условия, оберегают.
|
|
20 |
04.02 |
Красный волк. |
1 |
Просмотр видеофильма, игра « Угадай животное» |
Красный волк – редкое животное нашего края. Практически исчезнувший вид фауны Красноярского края. Проводятся работы по выявлению мест его обитания в крае. |
|
21 |
11.02 |
Козел сибирский. |
1 |
ИКТ, беседа, игра «Эти забавные животные», разгадывание кроссворда. |
Относится к практически исчезнувшим на территории края видам. |
|
22 |
18.02 |
Снежный барс. |
1 |
Просмотр видеоматериалов, игра «Собери картинку». |
Снежный барс, или ирбис относится к семейству кошачьих. Ирбис – это хищник, который живёт и охотится на строго определённой индивидуальной территории в одиночку. Чаще всего, его добычей становятся копытные: косули, маралы, олени, кабаны. |
|
23 |
25.02 |
Исчезающее животное – архар. |
1 |
Круглый стол «Архар – горный баран». |
Архар –горный баран, исчезающее животное, ранее обитающее на территории Красноярского края. Предпочитают жить на большой высоте, питаются исключительно растительной пищей. |
|
24 |
04.03 |
Бобр обыкновенный. |
1 |
Беседа, игра Чей хвост», разгадывание кроссворда. |
Бобр обыкновенный был полностью истреблён в процессе охотничьего промысла, раньше обитал в бассейне Енисея. |
|
25 |
11.03 |
Белый медведь. |
1 |
Творческая работа «Вылепи медведя», выставка детских работ. |
Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. Основной корм морские животные. |
|
26 |
18.03 |
Северный олень. |
1 |
Работа в группах, панно «Красавец севера». |
Крупное, угловатое животное, с коротковатыми ногами и массивным туловищем, тем не менее, выглядит грациозным во время своего стремительного бега. Питается лишайником под названием ягель. |
|
27 |
01.04 |
Манул. |
1 |
Просмотр видеофильма, тренинг на умение находить нужную информацию. |
Дикий кот с очень пушистой и длинной шерстью — на один квадратный сантиметр тела приходится до 9000 волосков! Водится в Тыве. |
|
28 |
08.04 |
Сибирская косуля. |
1 |
Разгадывание кроссворда, беседа, составление пазлов. |
Косуля – это дикая коза. Окрас косуль одноцветный, без деления по половому признаку. Лето - наиболее благоприятный период для развития популяции этого животного. Рацион разнообразен. Особой популярностью пользуются совсем молодые сочные листики и веточки. |
|
29 |
15.04 |
Кабан. |
1 |
Разгадывание загадок, работа в группах «Собери картинку». |
Кабан –всеядное животное. Вся пища у кабанов меняется в зависимости от географического положения и сезона. Большая часть корма (животные корма, подземные части растений) находится в почве, а не на поверхности. |
|
30 |
22.04 |
Соболь. |
1 |
Угадывание животных по части картинки, сообщение учащихся о барсуке. |
Для соболя основным местом обитания является хвойная тайга. Соболи предпочитает деревья пихты, ели и кедра. Соболь является хищником. Основой его кормовой базы являются грызуны. |
|
31 |
29.04 |
Проект «Красная книга» |
1 |
Работа с красной книгой, выбор животного. |
Из изученных животных понравился.., хочу сделать страничку о …. |
|
32 |
06.05 |
Проект «Красная книга» |
1 |
Изготовление страниц красной книги. Зарисовки. |
Я рисую …, это очень красивое животное, из породы кошачьих…. |
|
33 |
13.05 |
Проект «Красная книга» |
1 |
Написание сообщений о выбранном животном по плану. |
Как выглядит, чем питается, где живёт. |
|
34 |
20.05 |
Защита проектов. |
1 |
Защита своих работ. |
Я сделал страничку в Красную книгу о …, хочу рассказать. …очень красивое животное …живет …питается …. |