" Виды конструирования в ДОУ"
Виды конструирования в ДОУ.
Основные способы создания творческих работ из разных материалов.
Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала
Виды занятий определяются в зависим, от использования материала:
1) - из бумаги и картона (оригами, бумажная скульптура; из плоек листа бумаги создание объемных предметов, игрушка; путем сгибания листа пополам- палатка; сгибания пополам и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания - квадрат: кукол, мебель; при помощи выкроек - сложные объемные игрушки, елочные; дети усваивают обозначения - сплошная линия-разрез, пунктирная -сгибание, места склеивают-заштриховывают.
2) - из готовых форм (коробки, шпульки, крышки, катушки +дополнительный материал: нитки, цветная бумага, ткань.) Учатся соединять формы, частично изменять их для придания формы, присоединяют подвижные части колеса.
3) - из природного материала (шишки, желуди, семена, солома, перья, ракушки + картон, бумага, нитки, проволока);
4) - из строительного материала - постройки из конструкторов (в мл.гр. размещение кубиков, кирпичиков по горизонтали, накладывание (пирамидка), знак, с пластиной, брускам, учить замыкать пространство (забор, домик), делать перекрытия. В ср.гр.+ цилиндр, соизмеряют постройки (стол больше стула), отбирают детали по цвету, форме, величине, создают серию построек. В ст.гр.-создают. постройки по образцам, по условию, на тему воспитателя и свою, создают схемы построек
- Типы конструктивных занятий с детьми дошкольного возраста
Типы занятий:
по замыслу(самостоятельный творческий тип),
по образцу (видны детали);
по условиям (по памяти);
по модели ( детали скрыты), шаблону;
по теме.
Младший возраст: освоение свойств материала (строительные конструкторы, бумага, природный материал); обыгрывание конструкций (дорога, домик, мебель); простое сюжетное конструирование; конструирование по образцам; из природного материала - песка, снега. Средний возраст: конструирование с преобразованием образцов (построй такой же только высокий); по условиям выполнения поделки - по рисунку, фото; конструирование из сложенной бумаги (большой и маленький флажок, высокий. и низкий домик); объемное конструирование (куб+ брусок+ мебель, машины, жив, дома); прост, поделки оригами(стакан, шляпа); из дополнит мат-ла( картон, ящики, шнуры); из бумаги(знать понятия угол, диагональ, сгиб).
Старший возраст: конструирование по образцу, по замыслу; создание поделок на основе чертежа (город кукол); игрушки на основе конуса, цилиндра, оригами, освоение материалов и инструкций для работы по дереву.
Методы обучения: обследование (детали + техника изготовления), анализ образца п-га, показ и объяснение(полное, частичное); анализ промежуточных результатов; анализ постройки, поделки; игровые приемы; выставки работ; организация предметной среды (материал, альбомы, фото, схемы, рисунки); познав-практическая деятельность.
- Изобразительная деятельность детей вне занятий.
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются, разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки, Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.
В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничится карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.
В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старшей группы могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материалы хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.
В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца