a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы Для детей 4-5 лет

Автор: Бахвалова Елена Владимировна Опубликовано: 2020-02-24 16:29:28

Документы для скачивания

Картотека игр на знакомство, сплочение группы для детей 4- 5 лет Привет фотографии  Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается( пожать руку и сказать «Привет»)  Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии. Клубочек   ( для детей с 4 лет) Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры( Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д. ) . Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.   Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Ха – ха – ха! Хе – хе – хе!  ( для детей с 4 лет) Цель: создание положительных эмоций, снятие напряжения. Дети стоят  в кругу, соединяют руки в замок. Ведущий показывает следующее: 3 раза прикасается к левому плечу, произнося «ха – ха – ха» 3 раза прикасается к правому плечу, произнося «хо – хо – хо» 3 раза прикасается к левому колену, произнося « хи – хи – хи » 3 раза прикасается к правому колену, произнося « хе – хе – хе » Затем все движения повторяются более  быстром темпе по 2 раза. Затем еще быстрее по 1 разу.  Затем количество раз увеличиваем, а темп снижаем. Произнося последнее « хе », детям предлагается выплеснуть всю усталость, всю злость, всю обиду, которые накопились в их теле. Перекличка- путанка  ( для детей с 4 лет) Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию( имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то) . Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. Ласковое имя ( для детей с 4 лет) Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство. Один из детей- водящий- встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась.  Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок. Вариант. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму своего имени. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя. Вариант. «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно» Передай игрушку по кругу ( для детей с 4 лет) Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество игрушек увеличивается. Вариант.  Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5. Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении. Передай движение по кругу ( для детей с 4 лет) Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому Животные ( для детей с 4 лет) Цель: активизация группы, развитие слухового внимания Детям раздаются карточки и изображением нескольких( 2 – 4) видов животных. Дети должны, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.   Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность. Невербальное приветствие ( для детей с 4 лет) Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения. Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т. д.  Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия. Поварята ( для детей с 4 лет) Цель: развитие внимания, групповой сплоченности Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп( компот, винегрет, салат) . Каждый придумывает, чем он будет( мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д. ) . Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо. Комплименты ( для детей с 4 лет) Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.   Предупреждение: Н екоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.  Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.   Картотека игр на развитие эмоционально- волевой сферы Для детей 4- 5 лет «Тренируем эмоции» учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки. Радость. У лыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама. Гнев. П окажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту. Испуг. П окажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака. «Лото настроений» развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию. «Уходи, злость, уходи» Цель.  Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния. Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи! » Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку. Игра «Продолжи фразу» Цель.   Развитие умения выражать собственные эмоции. Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д. Игра « Обзывалки » Цель.  Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть( по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты. . . » и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка! ». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что- то приятное, например: «А ты — солнышко! » После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему. Игра «Подушечные бои» Цель.  Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за. . . » или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала( колокольчик, хлопок и т. д. ) игра прекращается. Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.   Игра «Необычное сражение» Цель.  Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игра «Повтори движения» Цель:  развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. Игра «Час тишины – час можно» Цель.  Развитие умения регулировать свое состояние и поведение. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.   Игра «Молчание» Цель.   Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит. Игра «ДА и НЕТ» Цель.   Развитие умения контролировать импульсивные действия. При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Ты девочка?                           Соль сладкая?                        Птицы летают?                       Гуси мяукают? Сейчас зима?                          Кошка – это птица? Мячик квадратный?                 Зимой шуба греет? У тебя есть нос?                      Игрушки живые? Игра «Говори» Цель.   Развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Г овори" . Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? ( делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате? . . . Говори. Какой сегодня день недели? Говори. . . " »

Оставить комментарий: