Конспект экспериментальной деятельности в средней группе. Тема: «Воздух-невидимка».
Доминирующая область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные: .---Формировать представления детей о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный).
-Дать представление о том, что ветер-это движение воздуха.
-Вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, мыслительную деятельность, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Виды детской деятельности: проведение психогимнастики, загадывание загадок, опыты с полиэтиленовыми пакетами, с салфеткой, с апельсином, рисование мыльными пузырями.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, игрушка кукла, ширма, пакеты, спасательные нарукавники, надувные круги, миска, два апельсина, стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей, воздушные шары.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Организационная образовательная деятельность: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулке за ветром, создание тематического альбома детских рисунков.
Взаимодействие с родителями: чтение рассказов о неживой природе, лепка подводной лодки, рисование мыльными пузырями, собирание ракушек и камушек на пляже.
Индивидуальная работа: артикуляционная гимнастика в Сашей (проговаривание загадок).
Методы и приёмы: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт.
Ожидаемые результаты: Знания детей о свойствах воздуха в соответствии с требованиями программы.
Ход занятия.
Воспитатель: Утром встали вы , ребята, в детский сад вы все пришли.
Я вам рада, как всегда, гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки! Топ - топ - топ,
Здравствуйте, щёчки! Плюх - плюх - плюх.
Здравствуйте, губки! Чмок - чмок - чмок.
Здравствуйте, зубки! Щелк -щелк - щелк.
Здравствуй, мой носик! Би - би - би.
Здравствуйте, гости! Милости просим.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Надеваю всем шапочки учёных)
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. Посмотрите на экран, сколько цветов растёт на поляне. Если вы правильно разгадаете загадку, то цветы по очереди распустятся. *Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей,
Держат путь вокруг земли эти чудо- корабли. (Облака).
*На тарелке колобок - золотой горячий бок.
А тарелка голубая - не видать конца и края. (Солнце и небо)
*Носится, свищет, мечется, рыщет.
Где пробежит - листик дрожит.
Где пронесётся - дерево гнется. (Ветер)
*Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие учёные, а поможет нам в этом очень любознательная девочка, которую зовут Лиза. Хотите её увидеть? А вот и она.
Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе и узнать, каким бывает воздух.
Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Воздух невидимый.
Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Что помогло вашему пакету стать похожим на подушку? Что мы поймали в пакет? (Воздух) . Вы хотите поиграть с вашими надутыми пакетами? Давайте посмотрим друг на друга через пакет. Кого ты, Рома, видишь?
Почему сквозь пакет всё видно? (Потому что воздух прозрачный.)
Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла: Мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «закрытый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! Вы, ребята видели предметы , в которых спрятался воздух? (спасательные нарукавники и даже спасательный круг!) Посмотрите на доску. На ней находятся предметы, в которые спрятали воздух.
Кукла: Ребята, а интересно, внутри людей есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. Воздух в человеке.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас.
Но как он к нам попадает? (Через нос)
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.
Опыт З.С салфеткой.
Воспитатель: Давайте возьмём салфетку поднесём к лицу, будем вдыхать и выдыхать воздух. Что происходит? (Салфетка движется) Почему салфетка движется? (Потому что мы вдыхаем и выдыхаем воздух). А вдыхать и выдыхать мы можем с определённой силой (Сильно и слабо).
Дуем сильно и слабо на салфетку.
Давайте мы это проверим и покажем нашей Лизе силу движения воздуха.
Опыт 4. Подводная лодка.
Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети: Потому что он наполнился воздухом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Опыт 5. С апельсином.
Воспитатель: Ещё воздух есть в апельсине. Я положу апельсин в воду. Что происходит с апельсином? (Он не тонет)
Теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит?
(Апельсин утонул). Значит, воздух находиться в кожуре апельсина и воздух легче воды.
Кукла: Вот вы считаете, что воздух есть в кожуре апельсина, а я вам не верю! Докажите!
Опыт 6. Кожура.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. (Достает кожуру и опускает в воду.) Что мы видим в воде?
Дети: Из кожуры выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Воздух есть в кожуре апельсина и поэтому апельсин не тонет.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить воздушные вихри. Надо из салфеток сделать маленькие шарики и положить их в пробирку, затем опустить в неё трубочку, закрыть ладонью отверстие пробирки и подуть. Вот мы и увидели, что воздух, двигаясь образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. {Игра « Угадай по запаху» ) Воздух сам не пахнет ,но запахи переносит.
Воспитатель: Какие игры с воздухом вы знаете и любите?
Дети: Мыльные пузыри.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать цветы с помощью мыльных пузырей и подарить картину нашей гостье.
Рисование мыльными пузырями. (Дарим кукле свой рисунок).
Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «закрыть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!