"Значение сенсорного развития ребенка раннего возраста"
Документы для скачивания
«Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»( китайская пословица) «Значение сенсорного развития ребенка». Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Каково же значение сенсорного воспитания? Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Играя с ребенком известный детский психолог Л. Н. Галигузова выделила ряд условий, которые необходимо соблюдать взрослому: Условие 1 Прежде чем взрослый начинает игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально положительный контакт. Условие 2 Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым. Условие 3 Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет. Условие 4 Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивньие действия малыша( если ребенок просто катает машинку, то можно попросить его покатать игрушку) . Условие 5 В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте они способны понять, как можно угостить куклу понарошку, поднося к ее рту, пустую щепотку. Условие 6 Игровые действия взрослого могут быть обращены на игрушку, могут адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т. д. Условие 7 Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи, взрослый может посадить на стул рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку, которая будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т. п. можно также организовать участие игрушек в этом процессе. О РЕЧИ Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Р е бенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы г о ловного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и реч е вое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с сам о го раннего возраста, т. к. тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Нормальное развитие речи р е бенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно вел и чина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть р у ки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук явл я ются и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быс т рому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу н е сколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Детям с плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо в школе. Часто их пальч и ки и кисть не слушаются, им не хватает ловкости. МЫШЛЕНИЕ Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень ва ж на, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку п о надобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять ра з личные бытовые и прочие действия.