a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Детские исследования: содержание и алгоритм проведения»

Автор: Николаева Людмила Николаевна Опубликовано: 2020-03-03 10:42:52

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 города Кузнецка Групповая консультация «Детские исследования: содержание и алгоритм проведения» Ответственный: старший воспитатель Николаева Л. Н. 2018 – 2019 учебный год В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Каждый ребёнок по природе своей – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Всё чаще они получают г отовую к применению информацию, а д етям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить своё место в коллективе, сопереживать, заботиться о других. Поэтому традиционный объяснительно – иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже не достаточен. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное включение научно- технического прогресса во все его сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность, желание познать окружающий мир развивают наблюдательность, системное мышление целеустремлённость, самостоятельность. Ещё профессор К. Е. Тимирязев говорил: « Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Согласно ФГОС ДОодна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятел ь ности ». Поэтому з адача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития. Одним из перспективных методов, который способствует решению данной проблемы, является организация исследований детьми объектов окружающего мира и экспериментов с ними. В процессе исследования дошкольники получают возможность удовлетворять присущую им любознательность, почувствовать себя первооткрывателями, проявить самостоятельность, ответственность, при этом педагог выступает равноправным партнёром, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. «Путешествие по карте» Данная форма организации исследования предполагает формирование детей представлений о пространстве и пространственных отношениях( частях света, места, на карте мира родной страны) . Цель – создать условия для развития у дошкольников естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование его целостной картины. А лгоритм проведения исследования: выбор пункта назначения; выбор средства передвижения; определение маршрута( по глобусу и карте( возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте) ; выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути( высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности) ; познавательно- исследовательская деятельность( программа путешествия) ; подведение итогов( подтверждение или опровержение высказанных предположений; выяснение того, что дети узнали нового) . Варианты тем: «Поверхность земли и стороны света»; «Северные земли и их обитатели»; «Наша страна Россия»; « Часть света – Антарктида( вечная зима) »; «Часть света- Африка( вечное лето) »; «Часть света – Европа( Азия, Австралия, Америка) »; «Океаны и их обитатели( подводный мир) ». Содержание такой формы исследования зависит от темы. Например, для введения в тему «Путешествия в Австралию» можно предварительно прочитать детям сказку Р. Кипплинга «Приключения старого кенгуру». В процессе исследования дети находят на карте( глобусе) Австралию и отправляются в воображаемое путеше ствие в гости к кенгуру, предварительно выбрав, подходящий вид транспорта и наметив на карте маршрут. Во время «путешествия» они рассматривают карточки – иллюстрации с животными Австралии( кенгуру, коалу, страуса эму, дикую собаку динго) , сравнивают их( чем похожи, чем различаются) . Воспитатель и дети обсуждают, как животные приспосабливаются к среде обитания( сильные ноги кенгуру и страуса – что бы бегать по степи и пустыне, длинные когти у коалы – что бы лазить по деревьям за кормом и т. д. ) Педагог показывает дошкольникам картонную модель бумеранга – кривого охотничьего ножа австралийцев, рассказывает, как он летает. Потом предлагает каждому ребёнку вырезать свой бумеранг из картонных заготовок и поупражняться в его бросании. Эта игра вызывает у детей большой восторг. «Путешествие по реке времени» Данная форма организации детского исследованияпредполагает формирование у детей представлений о времени и временных отношениях, о понятии «историческое время». Дети на примерах материальных объектов цивилизации узнают, что такое прошлое и настоящее. Она впервые предложена Н. А. Коротковой как одна из форм познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель- создать в воображении дошкольников целостные образы из истории человечества через «метки»- символы материальной цивилизации. Варианты тем исследований( так же предложенные Н. А. Коротковой) могут быть такими: «История танца», «История обуви», «История мебели», «История жилища и бытоустройства », «История профессий» и др. Отправной момент исследования – реальные или смоделированные события. Например, Олимпийские игры станут поводом для «Путешествия в историю спорта», демонстрация керосиновой лампы или перьевой ручки- для путешествия в историю осветительных приборов и письменных принадлежностей. Отталкиваясь от конкретного события, воспитатель ставит проблемные вопросы. Например: «Какие есть средства передвижения? », «Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор? » Вопросы побуждают детей сравнивать предметы и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог обсуждает вместе с воспитанниками высказанные идеи, предлагает свою версию. Алгоритм проведения исследования: обсуждение реального или вымышленного события; постановка цели исследования( узнать…) ; анализ – соревнование, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала; работа в подгруппах: сортировка и закрепление небольших иллюстраций на панно «река времени»; сопоставление результатов исследования; составление общей таблицы, вывешивание таблицы на стене в группе; дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности. «Коллекционирование» Кто из детей не любит собирать камушки, листики, фантики, магнитики, куклы, машинки, открытки и даже то, что взрослые считают мусором! Коллекционирование – одно из древнейших увлечений. Оно представляет собой собирание предметов, не имеющих прямого практического назначения, но способствующих размышлению. Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в ходе режимных моментов и НОД. Собирая коллекцию, они хотят узнать как можно больше о своих экспонатах. Достоинство коллекционирования как формы исследования – интегрированность т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование раскрывает у дошкольников творческий потенциал, пробуждает любознательность и познавательную активность. Дети учатся классифициро вать предметы, осваивают родов ые отношения, расширяют представления о видовом разнообразии в природе и рукотворных предметах. Воспитатель, организуя исследование с использованием коллекционирования, обращается к материалу, легко подающемуся группировке, сортировке по видам в рамках общего понятия. В зависимости от конкретной темы он может быть реальный( например, образцы минералов) или образный( карточки с изображением различных коллекционных предметов) . Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут сходства и различия меду объектами, определяют в ходе беседы возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее подготовленной классификационной таблице. Она представляет собой лист ватмана с обозначенным вверху общим названием сравниваемых объектов и пустыми графами. Воспитатель в ходе обсуждения с детьми вписывает в графы название видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации( например, транспорт: воздушный, водный, наземный) . Алгоритм проведения исследования: обсуждение реального или образного события; постановка цели коллекционирования( создание коллекции) ; анализ – сравнение, активное обсуждение материала; работа в подгруппах: группировка классификация) и закрепление небольших иллюстраций в классификационной таблице; вывешивание классификационной таблицы на стене в группе; дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. « Э кспериментирование» Н. Поддьяков утверждал, что: «Детское экспериментирование- особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития». Д е тское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельность период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем. Можно провести мысленный эксперимент- спросить ребенка: " Что можно сделать из листа бумаги? " , " Какой вид транспорта самый быстрый? " . Но самые интересные эксперименты – это опыты с настоящими предметами и их свойствами: водой, льдом, воздухом и т. д. Они дают понять реб ёнку существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д. Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности. Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:  тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;  тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;  педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;  тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;  тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Примерная структура занятия- экспериментирования  Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации( дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно) ; прогнозирование результата( только старший дошкольный возраст) ;  уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;  уточнение плана исследования;  распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;  выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования; проведение эксперимента; наблюдение и фиксация результатов; формулировка выводов( детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно) . Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий- одна из лучших школ характера. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Таким образом, исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. А мы, взрослые, только даём возможность, создаём условия для познания, находясь рядом с детьми. Используя в работе деятельностный подход, когда дети действуют сами и действует педагог, поддерживая инициативу и самостоятельность, взрослые открывают перед детьми целый мир неизведанного, интересного, загадочного. Литература: 1. Дмитриев Е. А. , Зайцева О. Ю. , Калиниченко С. А. / Детское экспериментирование. Карты схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. п особие. - М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128с. ( Библиотека Воспитателя) . ( 9) 2. Образовательные ситуации в детском саду( из опыта работы) / сост. : З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. – СПб. : ООО « ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. – 96с. –( Библиотека программы «Детство») . 3. Детские исследования: содержание и алгоритм проведения/ А. А. Комина, О. И. Назарова, Е. В. Дубакова/ / « Справо ч ник с таршего во спитателя дошкольного учреждения», № 6, 2016г; Памятка « Последовательнос ть организации детского исследования »  п роблемная ситуация  ц елеполагание  в ыдвижение г ипотез  п роверка предположений  е сли предположение подтвердилось: формулирование выводов( как получилось)  е сли предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода( как получилось) формулирование выводов( как получилось) . В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Особенностиорганизации и проведения исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста  Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься.  Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло.  Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели НОД и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям своих питомцев, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то вгруппе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.  Дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего- либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человеканезависимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.  Необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.  Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.  Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвид еть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимаясь с дошкольниками исследовательской деятельностью, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и непонятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано. Примерное оснащение уголка экспериментирования:  ё мкости различных форм и размеров, пипетки, шприцы, увеличительные стекла, трубочки, измерительные приборы, вата, пенопласт, поролон. г убки и т. д.  объекты неживой и живой природы: камешки, шишки. Ракушки, листья, веточки, песок, почва и т. д.  различные материалы: ткань, бумага, резина, стекло, магниты и т. д. Работа в уголке н ачинается с ознакомления с оборудованием, правилами проведения опытов и экспериментов. Мини- лаборатория предполагает превращение детейв «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Для поддержания интереса задания детям, проблемные ситуации могут дава т ь ся от имени сказочного героя – Симки, профессора Всезнамуса и т. д. В ходе работы в лаборатории, дети проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, стремятся объяснить факты, связи, применяют свои знания в жизни. Таким о бразом, лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория- это база для специфической игровой деятельности реб енка.

Оставить комментарий: