Картотека "Словесные речевые игры для старших дошкольников"
Документы для скачивания
Словесные речевые игры Что ты делаешь? ( Народная игра) Цель. Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия. Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, жать овес, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую- нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому- нибудь: «Что ты делаешь? » Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу( Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим. Король( Народная игра) Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Организация. Кто- то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: — Здравствуй, Король! — Здравствуйте! — отвечает он. — Нужны вам работники? — Нужны. — Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий( пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д. ) . Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д. , пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. Коршун( Народная игра) Цель. Активизировать употребление глаголов. Ведущий — Коршун( избирается по жребию) . Дети окружают его стайкой, и начинается диалог. — Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. — Коршун, что делаешь? — Ямочку рою. — Зачем ямочка? — Денежку ищу. — Зачем тебе денежку? — Иголку купить. — Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить. — Зачем мешочек? — Камешки класть. — Зачем камешки? — В твоих детей бросать. — За что? — Они ко мне в огород лазят. — Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их! Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда переловит всех. Какая бывает собака? Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: " Какая бывает весна? " , " Какая бывает корова? " и т. п. Угадай, кто мой друг. Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры- занятия отдельная тема- домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т. д. Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни. Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного. Как тебя зовут? ( Народная игра) Цель. Активизировать производные наименования и их формы; соотносить производный глагол и движение. Участники игры садятся кружком на стулья( на траву) . Водящий дает каждому какое- нибудь смешное имя( либо дети выбирают имя сами) : Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самосвал и т. д. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них, надо повторять только «свое слово»( пузырек, метла и пр. ) . Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, а тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Даже улыбаться нельзя. Водящий подходит к тому, кого он назвал Метлой, и важно предупреждает: Кто ошибется, Тот попадется! Кто засмеется, Тому плохо придется! После этого он спрашивает: — Кто ты? — Метла. Вожак показывает на волосы играющего и спрашивает: — А это у тебя что? — Метла. Вожак показывает на руки: — А это у тебя что? — Метлы! Вожак показывает на ноги: — А это? — Метлы. — А что ты ел сегодня утром? — Метлу! — А на чем ты ездишь по городу? Отвечай быстро! Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства свойства какого- либо предмета- цвет, вкус, размер и т. п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам: Звонкий, быстрый, веселый. . . ( мяч) высокий, прочный, кирпичный. . . ( дом) рыжая, пушистая, хитрая. . . ( лиса) зеленая, колючая, нарядная. . . ( ёлка) Назови слово Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч. Местоимения. Один бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она- картина; он- чемпион; оно- солнышко. Усложненный вариант: ему- слону; ей- кукле, им- собакам; от нас( от них) - от девочек. Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно- ласкательное значение( вариант: увеличивающее или устрашающее значение) . Пример: дом- домик( домище) . а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…, б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…, в) погода, пианино, число, фабрика…. Приставки. Задание: подобрать слову подходящее? н ачало? ( приставку) . Пример: рвать- нарвать. а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать, б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный… Кто больше? Перед детьми ставится какой- нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков- например мя ч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот- мягкий, шершавый. Машинка- большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная( разноцветная) Задание детям- 1. Кто больше назовет свой ств пр едмета. 2. Кто больше назовет возможных действий с предметом. Из книги Е. Сербиной" Развивающие игры для детей" . Скажи по- другому. Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: " Машина быстро ехала по шоссе" . А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как- то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. ( Автомобиль мчался по дороге) В чем причина? Придумывается какая- нибудь необычайная ситуация. н апример: " Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки" . Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими( " Забрали на ремонт" ) , и необычные, фантастические( скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк) . Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.