Программа кружка "Юный эколог" (старший возраст)
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошколь ное образовательное учреждение Детский Сад № 7 города Кузнецка У тверждено «_ _ » сентября 2019 г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. Н. Винокурова Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эк олог»( дети дошкольного возраста с 4 до 6 лет) Срок реализации программы: 1 год Автор: Воспитатель Кашаева Ирина Николаевна Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев Пояснительная записка. Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования, сегодня очень актуальны. Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических про грамм для школьных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Прогнозирование – это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с приметами и формирующая бережное отношение к природе. Стремление наблюдать, прогнозировать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Актуальность Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, что создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания. Мы ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Педагоги ДОУ определяют найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм раб оты и стало открытие нашего кружка, где мы будем затрагивать множество тем по метеорологии, в том числе наблюдения за погодой. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку. Развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. Проблема Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать? Цель Создать условия для формиров ания у детей экологического мировоззрения через организацию метеорологических наблюдений. Помочь овладеть умением определять погоду. Информировать детей, как можно прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы. Создание благоприятных эмоциональных условий при оз накомлении дошкольников с природой родного края. Задачи Форми ровать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе вз аимосвязей и взаимозависимостей; представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. Воспитывать любовь к родной природе. Гипотеза З накомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку; занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения( умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) . Возраст детей Возраст детей, участвующих в р еализации данной программы: 4- 6 лет. Это определяется фазовым характером собственной активност и ребенка. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Продолж ительность реализации программы Продолжите льность реализации программы – 1 год. Формы и режим непосредственно образовательной деятельности Программа реализуется на зан ятиях кружка «Юный эк олог ». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. День занятий выбран исходя из интенсивности нагрузки на детей. Продолжительность занятий не более 2 0 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно- следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентац ия, индивидуальный показ, круг. М етоды и приёмы работы В работе кружка применяются исследовательские методы обучения: Репродуктивные методы: объяснительно- иллюстративный( сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный( создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений) ; Продуктивные методы: частично- поисковый или эвристический( дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) . И исследовательский( путь к знанию через собственных, творческий поиск) Основное содержание «исследований»( наблюдение, игра, моделирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и растений, а также по явлениям неорганической природы) предполагает: расширение представлений старших дошкольников о явлениях окружающего мира природы и уточнение всего спектра свойств и признаков воздуха. Новый метод, как прогнозирование погоды, позволяет приобщить детей к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь с поколением, развивает не только интеллектуально, но и творчески. Дети рифмуют приметы, например: красный закат ветру рад; отражают впечатление от увиденной работы ветра в изобразительной деятельности. Ребята с интересом наблюдают за «живыми» барометрами( домашние животные, насекомые, птицы) . Делятся знаниями с окружающими. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие знают, что если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра будет дуть ветер с той стороны, куда направлены клювы; если садятся, как попало, то ветра не будет. Прогнозирование погоды позволяет испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской деятельности в любое время суток и года, способствует формированию бережного отношения к природе( «Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода») . С большим интересом подключились и родители воспитанников. Своими усилиями родители изготовили различные флюгеры, для метеостанции на «Творческой площадке» ДОУ, чтобы в процессе совместной деятельности взрослого с детьми либо самостоятельной деятельности, были способны прийти к следующим результатам: учиться видеть и выделять проблему, определять ветреную или безветренную погоду, принимать и ставить цель, каким образом мы ее будем определять. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, понимать язык природы, выражать свое отношение к тому, что увидели и услышали, делать умозаключения, выводы. Анализировать объект наблюдения( животный мир, предметы) и его взаимосвязь с явлением природы( ветер) , выделять существенные признаки ветреной погоды, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения. Ожидаемые результаты Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире. Б ыстрое включение в активный познавательный процесс; ▪ постановка цели и нахождение путей ее достижения; ▪ самостоятельность при поиске открытий; ▪ проявление волевых усилий( упорства) в достижении поставленной цели; ▪ настойчивость в отстаивании своего мнения; ▪ расширение кругозора детей. Формы подведения итогов Дневник наблюдений. Выставка детских работ: «Рябиновые бусы». Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года». Книжка – календарь; кроссворд «Осень». Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора». Вы ставка поделок для игр с ветром. Фото – выставка. Выставка рисунков на тему примет. В ыставка детских работ «Осень в рисунках детей». Выстав ка детских работ на темы примет. Муз. с опровождение: М. Крутицкий «Зима». Выставка детских работ Муз. с опровождение: П. Чайковский «Святки»( из цикла «Времена года») . Выставка: народные приметы в рисунках детей. Развлечение «Веселые снежинки». И тоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная». В ыставка детских работ на тему зима. Выставка «Такие разные облака». Разработка памятки «Правила ЗОЖ». «Праздник ветерка». Развлечение «Дождик». И тоговое мероприятие на тему «Весна – красна». В ыставка детских работ: «Весна, весна на улице». Учебно- тематический план кружка Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности Кол ли- чест во часов Сентябрь 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Знакомство с оборудованием метеоплощадки. Совместная деятельность с детьми: беседа на тему «Что такое погода? » Дид. игра: «Что нам нужно одеть». «Как заполнять календарь погоды» Дидактическая игра «Какая погода сейчас». Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой. Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». У словные обозначения погодных явлений, дней недели. Муз. с опровождение: И. Брамс «Колыбельная». 2 0 мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить темпера туру воздуха, направление ветра, количество осадков. Организованная образовательная деятельность на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде» Логическая задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу». Познакомить детей с работой метеорологов( работой метеостанций, спутников) . Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки( зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама) . 2 0 мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру во здуха, направление ветра, осадки. Организованная образовательная деятельность на тему «Сентябрь – златоцвет»; стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени» чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Лес осенью». Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами( «В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др. ) . Выставка детских работ: «Рябиновые бусы» Муз. с опровождение: П. Чайковский «Осенняя песнь»( из цикла «Времена года») . 2 0 мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Организованная образовательная деятельность на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Дид. игры: «Когда это бывает», «Отгадай- ка». Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. Итоговое мероприятие месяца. Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года». 2 0мин Октябрь 1неделя 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Организованная образовательная деятельность «Как измерить температуру воздуха»; опыт с термометром; Правила пользования термометром. Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Количество осадков. Организованная образовательная деятельность на тему «Дождик, дождик, подожди»; сказка «О солнышке и дождике»; опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу» Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой. Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз. с опровождение: С. Майкапара «Дождик» 2 0мин 2 0мин 3неделя Совместная деятельность с детьми: Знакомство с оборудованием метеоплощадки. Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением( флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков) . Простейшие метеорологические приборы. 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. О садки. Организованная образовательная деятельность на тему «Октябрь – грязник, листопад»; Логическая задача: «Книжка про осень»; дид. игры: «Когда это бывает? »; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами( «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы») . Книжка – календарь; кроссворд «Осень». 2 0мин 5неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Совместнаядеят. с детьми: Рисование на тему «Унылая пора» Стихи Т. Шорыгиной «Приметы осени» Предложить детям отразить в рисунке осенние явления. Итоговое мероприятие месяца. Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора». 2 0мин Ноябрь 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Количество осадков в виде снега. Организованная образовательная деятельность на тему «Как рождается дождь»; с тихи: А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»; О. Григорьева «Какой дождь». Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, егохарактером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. Глобус – модель земного шара. Д ид. картинки: разные состояния воды( снег, иней, туман, с осульки, лед, морозные узоры) . 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. И змеряем снежный толщину снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Ветер, ветер, ветерок»; загадки о ветре; стихи: А Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер? », «Как поет ветер? »; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз. с опровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний». 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Организованная образовательная деятельность на тему «Ноябрь – ворота зимы, полузимник ». Познакомить с народным названием месяца, приметами( «Синица к избе – зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима») . Выставка рисунков на тему примет. 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение толщины снежного покрова. Совместная деят. с детьми: итоговое мероприятие на тему «Осень проходит»; работа с календарем погоды; кроссворд «Осень»; дид. игры «Что сначала, что потом», «Что нам нужно одеть? »; стихи: К. Бальмонт «К зиме». Совершенствовать п редставления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, уметь рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. Итоговое мероприятие месяца. Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз. с опровождение: А. Вивальди «Осень». 2 0мин Декабрь 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. И змерение толщины снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «В мастерской снега»; загадки о снеге; Логическая задача «Где же снежинка? » Стихи: В. Русалиев «Первый снег»; Я. Ким «Первый снег»; З. Александрова «Снежок», «Первый снег». Актуализировать детей на том, как образуется снег. Обратить внимание на зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз. с опровождение: Э. Григ «Вальс – экспромт». 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Организованная образовательная деятельность на тему «Пернатые синоптики». Информировать детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. Мультимедийная презентация о птицах; . ( к оллайдер) , рисование на темы примет. 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Декабрь – студень». Организованная образовательная деятельность на тему «Снег и лед». Познакомить с народным названием месяца, приметами( «Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти») . Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. Выставка детских работ на темы примет Муз. с опровождение: М. Крутицкий «Зима». Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед». ( Ресурсы интернет) 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Совместная деятельность с детьми: Рисование «Стали звездочки кружиться». Способствовать умению отображать в рисунке зимние явления. Выставка детских работ Муз. с опровождение: П. Чайковский «Святки»( из цикла «Времена года») . 2 0мин 5неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Снежная шуба». Формировать представление детей о зимнимх явлениях природы: снегопад, поз емка, пороша, вьюга, иней; предложить сравнить эти явления, найти сходства и различия. Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода». 30мин Январь 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Январь – просинец »; заучивание стих. С. Маршака «Январь». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами( «Растет день, растет и холод» и др. ) . Народный календарь, модель года, дневник наблюдений. 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Совместная деятельность с детьми дид. игра «Не зевай»( времена года, месяцы – называй) . Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. Модель года( куклы: С тарик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы) . 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Совместная деятельность с детьми: Рисование «Дым столбом – мороз за окном». Подвести детей к умению отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. Итоговое мероприятие Развлечение «Времена года» 2 0мин Февраль 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос…»; домашнее задание: наблюдение за поведениемдомашних животных, получить информацию по приметам от родителей. Расширя ть представление детей о симптомах животны х – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. Выставка: народные приметы в рисунках детей. 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Совместная деятельность с детьми: Народные приметы, рифмование народных примет. Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью. Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания. Учиться проверять достоверность народных примет. Книжка – самоделка « Веселыерифмушки ». 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Осадки. Организованная образовательная деятельность на тему «Февраль- бокогрей ». Формировать представление детей о народном названием месяца, приметами( «У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой») . Выставка детских работ на тему народных примет. 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Погода и человек»; дид. игра «Что нам нужно одеть? »; дид. упр- е «Хорошо – плохо». Расширить представления детей о том, как погода влияет на человека, его деятельность. Разработка памятки «Правила ЗОЖ». И тоговое мероприятие на тему «Прошла зима холодная». 2 0мин Март 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Плывут в небе облака» д/ и «На что похоже облако». Организовать наблюдение детей за облаками: перис тые, кучевые, слоистые. Выявить зависимость количества облаков от таяния снега. Выставка «Такие разные облака». 2 0 мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Март- протальник ». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами( «Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне». Книжка – самоделка « Веселыерифмушки ». 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Природа дарит чудеса» Активизировать знакомство дошкольников с родным городом, его климатическими и природными условиями. Способствовать умению работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность. Персонаж « Капитошка – капелька»; календарь погоды. 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Совместная деятельность с детьми: Рисование «Грач на горе – весна на дворе». Помочь детям освоить умение отображать в рисунке погодные явления, приметы. Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна». 2 0мин 5неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ветра. Измерение снежного покрова. Организованная образовательная деятельность на тему «Когда улыбается фиалка»; стихи: В. Лукша «Удивительные часы»; Дид. игра «Найди нужный цветок». Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула. 2 0мин Апрель 1неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить темпера туру воздуха, направление ветра. Измерение осадков. Совместная деятельность с детьми: «Праздник ветерка». Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ве тра. Измерение осадков. Совместная деятельность с детьми: организованная образовательная деятельность на тему «Апрель- снегогон ». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». Выставка рисунков на темы примет. 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ве тра. Организованная образовательная деятельность на тему «Чудо рядом с тобой». Пробудить познавательный интерес; помочь видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями- барометрами. Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках. ( ресурсы интернет) 2 0мин 4неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ве тра. Осадки. Совместная деятельность с детьми: Рисование «Чайка прилетела – лед идет». Предложить детям отобрази ть в рисунке погодные явления, приметы. Книжка – самоделка Муз. с опровождение: М. Красев «Птичка». 2 0мин Май 1неделя Организованная образовательная деятельность на тему «Май – травень ». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». Рифмование примет, Муз. с опровождение: П. Чайковский «Подснежник»( из цикла «Времена года») . 2 0мин 2неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ве тра. Совместная деятельность с детьми: Развлечение «Дождик». Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. Персонаж « Капитошка »- капелька, зонтики. 2 0мин 3неделя Наблюдение за погодой на метеоплощадке. Определить температуру воздуха, направление ве тра. Совместная деятельность с детьми: итоговое мероприятие на тему «Весна – красна». Предоставить детям возможность высказать свои знания о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки »; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной. 2 0мин Содержание программы Работа кружка – это ежедневные наблюдения за погодой. Свои наблюдения дети заносят в календарь наблюдений с помощью условных обозначений. В конце месяца, сезона кружковцы анализируют свои наблюдения, делают выводы: какая погода была, как она менялась, подсчитывают: сколько дней было пасмурных, ясных, дождливых и т. д. В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий. Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили флюгер, почвенные термометры, наружный термометр, снеговую рейку, осадкомер. Живыми барометрами служат одуванчики и вьюнки, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке. Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога. В начале каждого месяца дети знакомятся с народным календарем: народным названием месяца, народными приметами, проверяют достоверность примет. Для более легкого запоминания народные приметы пробуют рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи. Рифмовки бывают самые разные: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает», «Звезды ночью сверкают – о морозе предупреждают», и др. Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности. Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Мы знакомим родителей с программой и планом нашего кружка «Юный метеоролог ». Информацию родители получают из папок – передвижек: « Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию». На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие- то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т. д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что- то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг. Родители получают задания на дом: Вашему ребенку седьмой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты. Просим обратить внимание родителей и ребенка на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы. Поговорите с детьми: Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – г рустную или веселую? Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя. Методическое обеспечение М етеоплощад ка на территории детского сада. П риборы: анемометр, барометр, компас, термометры для измерения т емпературы воды, почвы, воздуха, ф люгер, ветряной рукав, осадков, линейка- снегомер. Материально- техническое оснащение: компьютер, жидкокристаллический телевизор. Картотека бесед, дидактических игр, дневник наблюдений, словесные игры, картотека народных примет, макет солнца, термометр комнатный и водный, кроссворды, стихи. Глобус, муль тимедийные презентации, и грушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы. Список использованной литературы 1. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам – Гидрометеоиздат Ленинград, 1958 г. 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию – СПб. : « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2006 г. 3. Виноградова Н. Ф. , Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг – М. : Просвещение, 1993 г. 4. Волина В. В. В гостях у природы – СПб. : « Виктория – Специальная Литература», 1997 г. 5. Астапенко П. Д. Вопросы о погоде 6. Баранникова Э. , Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада/ Ребенок в детском саду. 2002 г. № 3. 7. Николаева Т. О чем говорят растения/ Ребенок в детском саду. 2002 г. № 3. 8. Аполлонова Н. Приметы и прогнозы/ Обруч 2006 г. № 1. 9. Барабанщикова Е. Авилова Е. Красильникова С. Как рождается дождь/ Обруч 2007 г. № 3. 10. Масленникова О. Летняя академия/ Обруч 2010 г. № 4. 11. Бобылева Л. Чудо рядом с тобой/ Дошкольное воспитание 2002 г. № 7. 12. Йозова О. В. Дети экспериментируют/ Дошкольное воспитание 2009 г. № 9 13. Йозова О. В. Детям о природе/ Воспитатель ДОУ 2010 г. № 5. 14. Осипова Е. В. Все о цветах – ВОООП, 2004 г. 15. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество/ Дошкольное воспитание 1998 г. № 7. Результат нашей программы – это достижение положительных результатов. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с природой родного края. Формирование у детей экологического мирово з з рения, через организацию метеорологических наблюдений. А главное то, что приобщение детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка, ведь сам ым ценным является- развитие личности.