Конспект урока: "Простое и сложное предложение"
Документы для скачивания
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Г » классе учителя высшей категории МОУ школа № 13 с УИОП Смирновой Марии Михайловны. Тема урока: «Простые и сложные предложения». Тип урока: урок – исследование нового материала Вид урока: урок развивающего обучения Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуали зация и дифференциация обучения Цель урока: формирование предметной компетентности. Задачи урока: в результате урока ученик должен знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем; уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложносочиненных предложений; решать жизненно- практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные пре дложения с союзами и без с оюзов. Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя: - Сегодня я предлагаю вам, ребята, провести не обычный урок, а урок- исследование. Работать вы будете в группах. Я желаю вам успехов и творческих удач! ( слайд 1) Девизом нашего урока будут слова русского философа Александра Пятигорского: «Человек достигнет результата, только делая что- то сам» Запись в тетрадях: Число, Классная работа, девиз урока А что значит исследовать? - А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! - Какие качества необходимы исследователю? ( умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы) . Приветствие учащихся. Запись в тетрадь. Ответы детей. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Актуализация знаний Постановка учебной цели. I. Фронтальный опрос. - Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем? ( Синтаксис и пунктуацию) - Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы: - Какие бывают предложения по цели высказывания? ( Повествовательные, вопросительные, побудительные) . - По интонации? ( Восклицательные, невосклицательные) . - - По наличию второстепенных членов предложения? ( Распространенные, нераспространенные) . - Что такое грамматическая основа предложения? ( Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое) . II. Синтаксическая зарядка. Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор: В морозном воздухе кружились снежинки. ( Ученик разбирает предложение за доской) III. Создание проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу Пришла долгожданная зима. Улицы, вчера еще по- осеннему унылые, покрыл белый снег, и со… нце переливае т( …) ся в нем сл … пящим блеском. Вопросы: 1. Рассмотрите схемы. А) [ = - ] . Б) [ - = ] . Что они означают? 2. Соотнесите их с записанными предложениями. 3. - С какими трудностями вы столкнулись? В чем особенность второго предложения? 4. Какова тема нашего исследования? ( Слайд 4) 5. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, выведенные на экран: 1) Узнать, какие предложения называются. . . ; 2) учиться различать. . . и. . . ; 3) учиться ставить. . . ( Слайд 5) Сегодня на уроке- исследовании по теме « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно- практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них. Отвечают на вопросы Записывают предложение и производят полный синтаксический разбор Анализируют предложения. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися темы урока Формулируют цель урока Принцип деятельности. УУД: регулятивные( проблемная подача учебного материала) . Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные( самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 1 этап исследования. Физминутка 2 этап исследования. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка Творческое задание по группам. Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия. Сформулируйте определение: сложное предложени е- это… Работа в группах. Учащиеся работают в группах, используя карточку- информатор. Выводы по результатам исследовательской работы. Выступают организаторы групп. 1гр. – сложные бессоюзные предложения( БСП) 2 гр. – сложные союзные предложения( ССП) 3 гр. - сложные союзные предложения( СПП) Работа с учебником: Читаем правила на С. 107- 108 V. Физминутка Анализ п редложений: найдите грамматические основ ы, какие это предложения? Встало солнце и улыбнулось ярко и приветливо. На землю легли голубые тени, и снег засверкал, заискрился. ( Слайд) I. Определите виды сложных предложений( Слайд) II. Какие это предложения? Составьте их схемы. Прилетели в лес метели, замостил мороз мосты. Выпал снег, и деревья оделись белым покрывалом. Измените( устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП. III. Тест. ( Раздаточный материал) Проверка Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания. Написать мини- сочинение на тему: «Приход зимы»( Слайд) - Ребята, вы молодцы сегодня, очень хорошо работали. Давайте подведем итог! - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали? А теперь оцените свою работу на уроке. Анализ ируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений. . Работают с учебником. Выполняют физкультминутку для глаз Анализируют, сравнивают, делают выводы Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений Конструируют предложения Выполняют тестовые задания Выполняют задания творческого характера Записывают Д/ з. Отвечают на вопросы, оценивают полученные на уроке знания. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные( развитие внимания обучающи хся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) . ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные( работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения) . УУД: личностные, коммуникативные.