Лингвистическая игра по русскому языку
Документы для скачивания
Лингвистическая игра по русскому языку. 6- й класс Смирнова Мария Михайловна, учитель русского языка и литературы Класс: 6 Цели: Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку; развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Учебные: расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции; выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся. Воспитательные: воспитание потребности изучать русский язык; воспитание коммуникативной культуры школьников. Оборудование: мультимедийная установка. ХОД ИГРЫ 1. Организационный момент ( Приложение 1. Слайд №1) Уважаемые ученики и учителя! Эта неделя в школе проходит под лозунгом «Неделя русского языка и литературы», поэтому мы собрались с вами здесь. Сегодня мы узнаем, что русский язык – это не только скучный и трудный предмет, но и очень интересный и познавательный. Цель нашей игры – проверить ваши знания, выбрать сильнейшего. Представление команд. В игре принимают участие 3 команды 6- х классов. Предлагаю командам представиться: название команды, капитан, небольшое представление( сценка, стихотворение, песня, т. д. ) Представление жюри. Условия игры. Игра проводится в 3 тура. 1 тур называется «Разделы русского языка», 2 – «Конкурс капитанов», 3 – «Весёлая грамматика». В каждом туре свои задания, свои баллы. Команды отвечают в порядке очереди, но, если отвечающая команда затрудняется, то очередь переходит к той команде, которая знает ответ. Особо оговариваем поведение команд: уважение друг друга. Жюри это учитывает. Начинаем! Желаю успехов! 2. 1 тур «Разделы русского языка» ( Слайд №2) Перед вами игровое поле с темами и баллами. ( Слайд №3) Команда выбирает тему и цену вопроса. Не забываем, что с увеличением цены вопроса, увеличивается и сложность задания. Каждой команде даётся право выбора 4 раза. Фонетика ( Слайды №4- 8) 10 Р асставить буквы и прочесть названия 5 животных: ЛЁЗОК КУТА ДАШОЛЬ ОВАРКО ЦУРИКА ( козёл, утка, лошадь, корова, курица) 20 Р асставить ударение: Алфавит договор звонит красивее свекла торты( Алфав и т д о гов о р звон и т крас и вее св е кла т о рты) 30 З амените следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной: Товарищ по работе ( коллега) Популярная игра на льду ( хоккей) Спортивный бег ( кросс) Сотрудник газеты, журнала ( корреспондент) Рисунки в книге, журнале ( иллюстрации) 40 Ребус «Расписание уроков»( история, математика, руский язык, география, рисование, физкультура) 50 Н азовите слово, где количество звуков = количеству букв ( Москва, дом) Лексика ( Слайды №9- 13) 10 Д айте определение: Лексика. Синонимы. Антонимы. 20 П одберите антонимы: Широкий ( узкий) Твёрдый ( мягкий) Старый ( новый) Скучный ( весёлый) Неряшливый ( аккуратный) 30 У кажите верное толкование слова Батальный: 1. Отеческий 2. Командующий 3. Военный 4. Нарядный 40 П о лексическому значению определить слово: 1) Лестное замечание в адрес кого- либо, похвала ( комплемент) 2) Неожиданный подарок ( сюрприз) 3) Полный набор столовой или чайной посуды ( сервиз) 50 Перевёртыши антонимы: Мышка в босоножках ( кот в сапогах) Король Хохотун ( царевна Несмеяна) Собачья конура ( кошкин дом) Крестьянка на тыкве ( принцесса на горошине) Фразеология ( Слайды №14- 18) 10 Д айте определение: фразеологизм, фразеология. 20 Д айте объяснение фразеологизмам: Клевать носом ( спать, дремать) Вставлять палки в колёса ( мешать) 30 Н азвать фразеологизмы со значением: «бездельничать» ( Сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, считать ворон) 40 П одобрать пару развернуть таблицу На руках носить Своим горбом жить Камень за пазухой держать Держать в ежовых рукавицах Сидеть сложа руки С открытой душой На чужой шее сидеть Не покладая рук работать развернуть таблицу 50 С помощью мимики и жестов покажите фразеологизм. Морфемика ( Слайды №19- 23) 10 Д айте определение: Морфемика. Словообразование. 20 Р азберите по составу слова: снег, зимний, лепим 30 В осстановите словообразовательную цепочку: Сухой – … – засушливость ( засуха) Небо – … – небесный ( небеса) 40 Кто лишний: Вода, водитель, наводнение Рисунок, рисовый, зарисовка Горец, горе, гористый 50 П ридумать слово – с приставкой тре ( трезвон) – с суффиксом ком ( пешком) Морфология ( Слайды № 24- 28) 10 Перечислите все самостоятельные части речи ( сущ. , прил. , глагол, местоим. , числит. , наречие) 20 О пределите часть речи: Из- за Лапища Е сли ( предлог, существительное, союз) 30 Н азовите слова разных частей речи, но с общим корнем: синь звон ( синий, синева, звонок, звонить) 40 И з слова «ворот» получите 2 существительных ( вор, рот) 50 П о морфологическим признакам определите часть речи: 1) 2 скл. , е д. ч. , нулевое окончание ( сущ) 2) - ие окончание ( прил) 3) наст. вр. , 3л. , ед. ч. ( глагол) Синтаксис ( Слайды №29- 33) 10 Д айте определение: Синтаксис. Пунктуация. 20 Д айте полную характеристику предложению: Русский язык богат и могуч! ( Пов. , воскл. , простое, распр. , осложнено одн. с каз. ) 30 Назовите вид предложения: 1) –= , и –= 2) –= , ( когда –= ) ( ССП, СПП) 40 С колько знаков препинания нужно поставить: Зимой все речки озёра покрываются толстым слоем льда и снега. ( о дну запятую) 50 С оставьте предложение на тему «Зима»: Бессоюзное, одна часть которого осложнена однородными подлежащими. Итак, 1 тур закончен. Уважаемое жюри, подведите итоги. Слово жюри. 3. 2 тур «Конкурс КАПИТАНОВ». ( Слайд №34) Всем известно, что конкурс капитанов – это конкурс знатоков. Вопросы могут быть не только по предмету, они проверяют кругозор ученика. Условия: каждому капитану даётся определённое время и ряд вопросов. Ему нужно ответить быстро на вопросы, если затрудняется, можно сказать следующий, чтобы не терять время. Стоимость каждого ответа 10 баллов. Вопросы 1 капитану. 1. Самая низкая учебная отметка. Единица. 2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах и маскарадах. Конфетти. 3. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. Журнал. 4. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. Фейерверк. 5. Бывает барабанная, бывает десятичная. Дробь. 6. Бывает Великий, бывает воинский. Пост. 7. Каким ключом нельзя открыть замок? Ключом- источником, музыкальным знаком. 8. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Строчку, прошитую на машине. 9. Какие сто букв могут остановить движение транспорта. Стоп. 10. Чистые листы в обложке. Тетрадь. Вопросы 2 капитану. 1. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. Звонок. 2. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. Расписание. 3. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Азбука. 4. Яркое освещение улиц и зданий по случаю праздника. Иллюминация. 5. Бывает картонный, бывает драматический. Кружок. 6. Бывает лотерейный, бывает десятитысячный. Тираж. 7. В какой клетке нельзя держать птиц и зверей? В тетрадной. 8. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? Семья 9. Наука о собаках. Кинология. 10. Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. Археология. Вопросы 3 капитану. 1. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске. Мел. 2. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. Глобус. 3. Карточка с вопросами для экзамена. Билет. 4. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. Майонез. 5. Бывает русая, бывает острая. Коса. 6. Бывает почтовая, бывает немецкая. Марка. 7. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? Роман. 8. Каким гребнем голову не расчешешь? Петушиным. 9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед. Соль. 10. Обращение, направленное на получение каких- либо сведений, требующее ответа. Вопрос. Слово жюри. 4. 3 тур «Весёлая грамматика». ( Слайд №35) Командам предлагаются вопросы, повышенной сложности. Преимущество выбора у команды, набравшей большее количество баллов. ( Слайды №36- 40) Право выбрать вопрос есть у каждой команды. 40 О тгадай загадку: По серебряной дороге мы отправились в поход. Остановимся на отдых, а она себе идёт. ( Река) 60 Занимательный вопрос: Что было «ЗАВТРА», а будет «ВЧЕРА»? ( Сегодня) 80 П рочитай высказывание: К Й Г А И Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л( Любите наш могучий язык! ) 100 Буриме: по данной рифме написать стихотворение ЛУЧАМИ – РУЧЬЯМИ, СНЕГА – ЛУГА. ( Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга) 5. Подведение итогов Игра подошла к концу. Вы показали себя хорошими знатоками русского языка. Осталось выяснить, кто победитель, а кто из команд занимает 2 и 3 места. Слово жюри. ( Слайд №41) . Вручение дипломов. Фото на память.