Развитие моторики руки- важный фактор речевой активности ребенка
Документы для скачивания
Консультация для родителей « Развитие моторики рук – важный фактор речевой активности ребёнка» Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребёнка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторике рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозге завершается в основном к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается ещё в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребёнок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук. Задача взрослых- помочь малышу начать полноценно использовать возможности его ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребёнка, особенно ребёнка с проблемами здоровья. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удаётся добиться эмоционально- положительной реакции на те, манипулятивные действия, которые проводятся с его руками, у ребёнка даже с глубокой задержкой развития. Так же вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания детей. Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях. Так, обученные конкретным игровым приёмам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребёнка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша. Одновременно осуществляется эмоционально – положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего ребёнка. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя. Начинать нужно с эмоционально – положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем нужно вызвать у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже – простым звукоподражаниям и словам. По мере роста малыша и овладения им первыми играми – потешками ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребёнка. Параллельно необходимо поощрению родителями всякой деятельности ребёнка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, нужно постепенно предлагать ему для ознакомления всё более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребёнка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности. Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объём движения должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребёнка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждой из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика. Таким образом, чем раньше родители начнут уделять внимание развитию моторики рук ребёнка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.