Конспект Речевое развитие
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
«Посуда бывает разной»
Цель:
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде)
Задачи:
Образовательные:
Сформировать и углубить представления детей о посуде;
Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);
Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе антонимов.
Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;
Развивающие:
Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;
Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;
Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие;
Расширять кругозор;
Совершенствовать коммуникативные качества через игру.
Воспитательные:
Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;
Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;
Здоровьесберегающие задачи:
Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Предварительная работа:
Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.
Методы и приёмы:
Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);
Словесные: загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);
Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.
Активизация словаря по теме «Посуда»:
Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).
Оборудование педагогического процесса: Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.
Ход совместной деятельности с детьми:
Воспитатель вносит в группу коробку, объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.
-Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.
(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой).
-Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?
-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский
-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).
-Что же произошло?
«… Бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой,горе Федоре!
Горе!»
- Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.
-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)
- Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдаёт поклон.
Чайник
- Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут её….
Тарелкою
- На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны
Кастрюля
- На кухне ей всегда почёт
Она и жарит и печёт,
Не приготовить нам еды
На кухне без…
Сковороды
- Её за ручку мы берём
Чай, кофе из неё мы пьём.
Чашка
- Сама не ем,
А людей кормлю.
Ложка
- Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
Стаканы
- Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
Вилка
- Новая посуда, а вся в дырках
Дуршлаг
-Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.
- Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?
-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.
- Столовая – посуда, из которой мы едим.
- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.
- Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.
- Игра «Скажи наоборот»
Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.
Глубокая – мелкая.
Чистая - …
Сухая - …
Твёрдая - …
Широкая - …
Горячая -…
Сладкая-…
Острая-…
(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)
- Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)_ТРИЗ
-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- Вот какая она помощница – посуда!
- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).
И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.
Масло сливочное положим в …
Сахар насыпаем …
Молоко нальём …
Соль у нас в …
Перец в …
Хлеб положили в …
Фрукты …
Сухари …
Селедку в …
Конфеты к чаю у нас в …
Салат положим в …
(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)
-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.
- Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.
Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?»
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Маслёнка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
Итог