Психологическая программа "Школа лидеров"
Психологическая программа "Школа лидеров"
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, способствующих планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских устремлений в позитивное русло, развенчание образа криминального лидера с позиции силы. На каждом занятии подростки последовательно знакомятся с 10 законами лидера, которые оформляются в “Кодекс лидера”. “Кодекс лидера” находится в кабинете соуправления и служит “помощником” командиров отрядов.
Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему соуправления школы.
По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками “Школы лидеров” необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.
Результатом проведения данной программы должно стать:
• Умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.
• Наличие у подростков чувства социальной ответственности.
• Эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.
Тематический план занятий
№ п/п
Занятие
Цель занятия
Вид работы (в часах)
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Консультативная работа
Просвещение
1
Разбуди в себе лидера!
– создание благоприятного социально-психологического климата
– формирование установки на активную творческую работу
0,5
0,5
0,5
2
Лидер и порядок
– развитие самодисциплины, самомотивации
0,5
0,5
0,5
3
Знание – сила
– повышение мотивации к саморазвитию
0,5
0,5
0,5
4
Мужество
– обучение навыкам преодоления трудностей
– развитие уверенности в себе
0,2
0,8
0,5
5
Скромность – достоинство королей
– развитие самокритики
– развитие уверенности в себе
0,5
0,5
0,5
6
Лидер – человек действия
– формирование навыков принятия решений;
– развитие чувства социальной ответственности
1
0,5
7
Лидер и его команда
– развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия
– развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими
1
0,5
8
Ваш стиль руководства
– развитие умения организовать и направить работу группы
0,5
0,5
0,5
9
Ключ к успеху
– стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию
0,5
0,5
0,5
10
Выбор будущего
– закрепление приобретенных знаний, умений, навыков
– ориентация на использование полученных ЗУНов в повседневной жизни
1
0,5
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1
1. Приветствие “Я рад с вами общаться…”.
2. Упражнение-разминка “Как я себя чувствую”.
3. Упражнение “Слепая геометрия”.
4. Информирование: цель работы, структура работы, выработка правил группы.
5. Тест “Капитан – рулевой – пассажир”.
6. Информирование: I закон лидера – лидер обладает видением перспективы.
7. Упражнение “Чикина-пшена”.
8. Рефлексия.
Занятие № 2
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Времена года” .
3. Информирование: II закон лидера – Лидер должен быть дисциплинированным.
4. Упражнение “Тарелка”.
5. Упражнение “Встаньте вместе”.
6. Упражнение “Да – может быть – нет”.
7. Упражнение “Сороконожка”.
8. Рефлексия.
Занятие № 3
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Хлопки по кругу”.
3. Упражнение “Опыт и знание”.
4. Тест “Кто из вас лидер?”.
5. Информирование: III закон лидера – лидер обладает мудростью.
6. Задание – определение целей и выработка путей их достижения (по группам).
7. Упражнение “Репортер”.
8. Мозговой штурм.
9. Упражнение “Аргентинский дождь”.
10. Рефлексия.
Занятие № 4
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Японские машины”.
3. Тест “Как я ориентируюсь в различных ситуациях”.
4. Информирование: IV закон лидера – лидер обладает мужеством.
5. Работа в группах: вербальный портрет уверенного, неуверенного, самоуверенного человека.
6. Упражнение “Поводырь и ведомый”.
7. Упражнение “Я лучше всех!”.
8. Рефлексия.
Занятие № 5
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Японские бабочки”.
3. Информирование: Vзакон лидера – Лидер обладает скромностью.
4. Упражнение. “Горячий стул”.
5. Задание – мои достоинства и недостатки.
6. Упражнение “Атомы–молекулы”.
7. Рефлексия.
Занятие № 6
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Ходим”.
3. Информирование: VI закон лидера – лидер умеет принимать решения.
4. Игра “Необитаемый остров”.
5. Упражнение “Спиной к спине”.
6. Рефлексия.
Занятие № 7
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Шурум-бурум”.
3. Информирование: VII закон лидера – лидер устанавливает и поддерживает дружеские отношения.
4. Игра “Воздушный шар”.
5. Упражнение “Умей сказать “нет”.
6. Упражнение “Связующая нить”.
7. Рефлексия.
Занятие № 8
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Фью-фью”.
3. Информирование: VIII закон лидера – лидер должен быть в доверии.
4. Работа в группах: описать различные стили руководства.
5. Мозговой штурм (по группам).
6. Упражнение “Травинка”.
7. Рефлексия.
Занятие № 9
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Слон – пальма – крокодил”.
3. Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.
4. Задание – составление портрета лидера.
5. Упражнение “Я – это Я”.
6. Рефлексия.
Занятие № 10
1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
2. Упражнение-разминка “Сантики-фантики”.
3. Информирование: X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.
4. Упражнение “Самопрезентация”.
5. Упражнение “Фото в середине”.
6. Упражнение “Лодка”.
7. Рефлексия в упражнении “Свеча”.
8. Чаепитие.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1 «Разбуди в себе лидера!»
Цель занятия - создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.
1. Приветствие «Я рад с вами общаться…».
Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.
2. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую».
Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг. Один из участников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.
3. Упражнение «Слепая геометрия».
Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.
4. Информирование.
Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами расписаться, тем самым, символизируя их принятие.
5. Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).
6. Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее»
Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего.
Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.
Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей.
Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том, есть ли у них цели и насколько они реалистичны.)
Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха».
После информирования проводится совместное обсуждение.
7. Упражнение «Чикина – пшена».
Цель – закрепление позитивного настроя на занятия. Участники образуют круг, ведущий говорит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют:
- «локти от себе»
- «колени до тебе»
- «бедра до заду»
- «ромена широка»
- «зенки де лупа»
- «язык на гора»
- «ходили -ходили - хоп!» (повторяется после каждых слов).
8. Рефлексия по занятию.
Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.
Занятие № 2 «Лидер и порядок»
Цель занятия - развитие самодисциплины, самомотивации.
1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
Участники вместе с тренером встают в круг, взявшись за руки. Каждый поочередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, лидер!»
2. Упражнение-разминка «Времена года».
Цель: Сплочение группы для повышения эффективности взаимодействия для дальнейшей работы.
Задача детей разбиться на четыре группы по временам года, в которые родились, с помощью пантомимы, представляющей их время года.
3.Сообщение темы занятия: «Лидер и порядок». Обращается внимание детей на «Магический треугольник», изображенный на доске - успех, труд, самосовершенство, ключевое слово-дисциплина.
Информирование: «Быть успешным значит быть дисциплинированным. Чтоб победить в соревнованиях, спортсмен должен обладать дисциплиной. Она необходима и капитану, и пианисту, и студенту. Это обязательное требование для человека, намеривающего реализовать свои цели и мечты. В жизни и в работе без дисциплины невозможно добиться значительных успехов, результатов.
Каков смысл высказывания - «Гром хорош, гром впечатляет, но только молния освещает все небо»? (Дети отвечают, обсуждаются ответы, вывод. Один из воспитанников в это время оформляет второй закон лидера на альбомном листе)
Истинный успех приходит только благодаря упорному труду. Многие люди хотят работать, чтоб разбогатеть, а потом не трудиться. Ключ к успеху лежит в том, чтоб работать разумнее, а не только интенсивно. Человек может работать и не получать радости от труда. Поэтому труд должен быть не только активным, но и интересным и человек должен видеть результаты своего труда.
Успех лидера в том, что у него есть мечты, труд, труд и еще раз труд. Научитесь любить труд! Многие больные люди мечтают выйти из больницы здоровыми и начать трудиться. Каждый человек должен знать, и вы запомните, что труд – это принцип, который Бог предусмотрел для людей (чтение притчи).
Не менее важным качеством каждого лидера является самосовершенство! Совершенство- это стремление быть лучшим во всех своих начинаниях. Оно не приходит само по себе. Наши цели определяют наше будущее, и , хотя нам не всегда удается их достичь, именно они помогают нам развиваться и совершенствоваться. Ведь, если нам не удается что-то сделать, мы ищем другие способы достижения цели. Великие лидеры не останавливаются на достигнутом. Они постоянно стремятся к достижениям более высокого уровня.
Мы четко видим как дисциплина, успех, труд и самосовершенство идут рука об руку. Мы можем мечтать. Размышлять, надеяться и даже молиться, но без дисциплины и упорства наша жизнь будет казаться пустой и не интересной» подвожу детей к формулированию 2-го закона лидера.
4.Упражнение «Тарелка».
Цель: воспитание дисциплинированности. Дети, включая тренера, встают парами спиной друг к другу. Тарелку, наполненную водой, передают из рук в руки, стараясь не пролить воду.
5.Упражнение «Встаньте вместе».
Цель: сплоченность группы, выявление лидера. Участники должны встать вместе одновременно только с помощью невербального общения.
6.Упражнение: «Да-может быть-нет».
Цель: Учить отстаивать свое мнение, объяснять свой выбор. В разных местах класса вывешиваются ответы: «да», «может быть», «не знаю». Участникам зачитываются утверждения:
Внешний вид лидера не имеет никакого значения.
Лидер работает во благо других.
Лидер управляет при помощи силы.
Лидер должен уметь подчиняться.
Каждый выбирает ответ на это утверждение. Объясняют свой выбор.
7.Упражнение «Сороконожка».
Цель: сплоченность группы. Каждый участник ставит руки на плечи впереди стоящего. Ведущий показывает какое-то движение. Все повторяют одновременно, продвигаясь вперед.
8.Рефлексия.
Что больше всего понравилось на занятии, какие чувства испытываем, с каким настроением уходим.
Занятие № 3 «Знание - сила»
Цель занятия - повышение мотивации к саморазвитию.
1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
2. Упражнение-разминка «Хлопки по кругу».
Цель: активизация работы группы, сплочение и взаимодействие.
Все встают в круг и от определенного человека, в определенную сторону (по назначению ведущего) начинают «гонять» хлопки, по очереди и быстро.
3. Упражнение «Опыт и знание».
Цель: тренировка умения высказывать свое мнение, определять свой статус в группе и дальнейший путь развития.
По классу развешиваются три утверждения (Лидер, Начинающий лидер, Еще не лидер), участники должны сделать выбор в отношении себя и объяснить его.
4.Тест «Кто из вас лидер?» (см. Приложение № 2).
5.Информирование: III закон лидера – Лидер обладает мудростью.
- Работа в группах. Две группы получают разные утверждения о лидерстве: «Лидер должен добиваться блестящего результата», «Лидер должен быть в своей команде самым умным». Задача ребят – доказать или опровергнуть данное утверждение, используя убедительные аргументы.
Вывод: По-настоящему успешные лидеры выбирают, в первую очередь, достижение блестящего результата. Ведь лидер не обязательно должен быть самым умным. Он привлекает к себе самых разных людей: талантливых, умных, одержимых, непредсказуемых и т.д.
- Ввод двух понятий: УМ и МУДРОСТЬ. Обсуждаются их сходства и различия, пути достижения того и другого.
- История: Вася и Петя совершали прогулку в горах и встретились с горным львом, который грозно смотрел на них. Вася замер на месте как вкопанный, а Петя присел на бревно, снял свои тяжелые ботинки, вынул из рюкзака пару беговых кроссовок и стал спешно одевать их. «Но ты все разно не сможешь обогнать горного льва!»- закричал Вася. «А мне это и не потребуется, - пожал плечами Петя. – Мне будет достаточно обогнать тебя»
Кто из ребят обладал умом, а кто мудростью? Объясните почему.
- Что необходимо для развития в себе мудрости? (блиц-опрос)
История: Маленький мальчик пришел к своему отцу и спросил его: «Папа, кто сделал Бога?» Отец, поглощенный чтением вечерней газеты, ответил: «Понятия не имею». Но сын не отставал: «пап, почему Земля круглая?» Отец ответил: «Не знаю, сынок» Мальчик ненадолго занялся своими играми, а потом спросил: «Папа, а на других планетах есть жизнь?» Отец терпеливо ответил: «Никто не знает ответа на этот вопрос». Наконец спросил своего отца: «Папа, ты не сердишься на меня за то, что я задаю тебе все эти вопросы?» Отец опустил свою газету. «Вовсе нет, сынок, - сказал он. – Как же иначе ты будешь всему учиться?»
В чем смысл этой истории?
- Задача на развитие мудрости: Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить голову крестьянину за дерзость.
Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.
Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух крат, принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.
Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та могла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытаний, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил очень счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?
Ответ: Крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «Свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей бала «свадьба», и смогу жениться на принцессе».
- Сын мой, разве ты не знаешь, как мало надо ума, чтобы управлять миром, - ответил римский папа Юлий III на вопрос о трудности своего дела.
Будьте лидером, который развивает в себе мудрость!
Отсюда вытекает III закон лидера – Лидер обладает мудростью.
6.Работа по группам.
С помощью цветных геометрических фигур ребята делятся на 2 группы и получают задание: поставить перед собой актуальную для нашей школы цель и продумать все пути ее достижения. Результаты групповой работы оглашаются и обсуждаются.
7.Упр. «Репортер»
Цель: развитие коммуникативных навыков, лучшее узнавание друг друга.
Все участники тренинга делятся на пары, в которой один – репортер, другой – лидер, дающий интервью для прессы. Критериями опроса являются: качества характера, поведение, интересы и увлечения, цели и устремления, пути достижения статуса лидера. Затем репортеры готовят сообщение об интервьюированном лидере.
8.Мозговой штурм
«Перед нами стоит цель – как стать успешным лидером – и необходимо выработать пути достижения этой цели, можно предлагать любые пришедшие на ум способы, реальные и нереальные» Затем выбираются наиболее приемлемые для нашей школы.
9.Упражнение «Аргентинский дождь»
Цель: закрепление позитивного настроя группы, сплоченность, единство действий.
По кругу, поочередно участники повторяют за ведущим действия (потирание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол), при этом нельзя произносить ни слова. В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «аргентинского дождя».
10.Рефлексия.
Занятие № 4 «Мужество».
Цель занятия - обучение навыкам преодоления трудностей; развитие уверенности в себе.
1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
2. Упражнение-разминка «Японские машинки».
Сидя в кругу, рассчитаться от 0 до числа участников. «0» - ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки - «включает» любого участника группы (например: 0-3). Третий продолжает вместе с ведущим, «включает» следующего участника группы. И так до вовлечения всех ребят.
3. Тест «Как я ориентируюсь в различных ситуациях» (см. Приложение 3).
4. Информирование: IV закон лидера – Лидер обладает мужеством.
Ребята, как вы думаете, что такое МУЖЕСТВО? Назовите синонимы к этому понятию.
Мужество иначе называют смелостью, бесстрашием, отвагой, храбростью, уверенностью, силой. Существуют также другие синонимы: твердость характера, выдержка, стойкость, силу духа.
Мужеством можно назвать внутреннюю силу, присутствие духа перед лицом испытаний, решимость. В нем есть сила стойкости. Мужество вело первооткрывателей, оно заставляет инвалидов отказаться от сочувствия окружающих и пробудить в себе желание жить. Мужество вдохновляет человека смотреть в завтрашний день.
Истинное мужество – это слово, состоящее из всего 2 букв. Истинное мужество в том, чтобы говорить жизни «ДА», а не отступать перед лицом испытаний. Мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолевать.
Ребята, как вы думаете, почему лидер должен обладать мужеством? (Заслушиваются ответы ребят).
Лидерство зачастую представляет собой битву, а сражение требует мужества. Наличие мужества не означает отсутствие внутреннего страха. Проявлять мужество – значит поступать правильно, независимо от обстоятельств.
Вспомните те ситуации, когда вы возможно проявляли мужество.
5 Работа в группах.
Ребята разбиваются на микрогруппы. Задание: составить вербальный портрет уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. По окончанию выполнения задания проходит обсуждения.
6 Упражнение «Поводырь и ведомый».
Цель – выработка навыков уверенного поведения. Одному из участников (по желанию) завязывают глаза, ведущий является поводырем, проводит «слепого» по определенному пути с препятствиями. Затем ребята обмениваются ролями. В конце упражнения проводится обсуждение.
7 Упражнение «Я лучше всех!»
Каждый участник должен пройти по кругу и сказать, глядя в глаза ребятам «Я лучше всех!».
8 Рефлексия.
Занятие № 5 «Скромность – достоинство королей»
Цель занятия - развитие самокритики, уверенности в себе
1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
2.Упражнение-разминка «Японские бабочки».
Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка.
3. Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью.
Сообщение темы занятия. Беседа.
- Как вы понимаете понятие «скромность»?
- Как она проявляется в поведении человека?
- Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека?
Чтение сказки Ф.Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение.
На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда - умеет слушать - умеет радоваться жизни (смех-это музыка души).
Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них.
Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость. Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились.
Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.
Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение № 4)
Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. Поэтому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет.
- Задавайте вопросы
- Смотрите ему в глаза
- Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты
- Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник
- Не спешите с выводами
- Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним
- Быть доступным для людей
- Посвящайте собеседнику свое внимание
Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться, чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям радоваться жизни – один из драгоценных даров.
Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.
- Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение.
На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете.
Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищите счастье – дарите его другим и оно вернется к вам.
- Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение.
Вывод: нередко того, что выставляется на показ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять на показ. Ни силу свою, ни знание, ни умения- ничего не выставлять на показ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет на показ свою шею.
4. Упражнение «Горячий стул»
В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем.
5. Упражнение «Мои достоинства и недостатки»
Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества.
6.Упражнение «атомы-молекулы»
Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.
7. Рефлексия
Занятие № 6: Лидер – человек-действия
Цель занятия - формирование навыков принятия решений; развитие чувства социальной ответственности.
1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»
2. Упражнение – разминка «Ходим».
Цель – активизация участников группы. Ребята свободно расходятся по комнате, им дается задание ходить как …
- цапля;
- медведь;
- как будто по болоту;
- по гололёду и т.п.
3. Информирование: VI закон лидера – Лидер умеет принимать решения.
Подобно тому, как дом строится из многих кирпичей, так и наша жизнь строится из многих решений. Каждое из них складывает судьбу. (Демонстрируется рисунок – схема).
Мы являемся суммой всех отдельных решений, принятых нами в течение нашей жизни. Не принимать решения – значить решить ничего не предпринимать.
Люди, добившиеся успеха, склонны быстро принимать решения и редко их менять, в то время как неудачники склонны медлить с принятием решений и часто их менять. Зачастую эта медлительность является результатом недостатка энергии. Но каждый из нас обладает правом и властью принимать решения.
Эффективные лидеры обладают способностью находить элегантные, простые решения сложных проблем. Принимая решение по какой – либо проблеме, лидер несёт ответственность за результат. (Проводится работа в группах. Ребятам раздаются примеры рассуждений о лидерстве известных руководителей, проводится обсуждение).
Хороший лидер знает о существовании определённых правил, которым нужно следовать, чтобы принять правильное решение:
- Необходимо внести ясность в рассматриваемый вопрос.
- Сбор точной, достоверной информации в полном объёме по проблеме.
- Обсуждение в своей команде, группе.
Лидер – человек действия. Чтобы стать таким, нужно овладеть искусством принятия решений. Ваша зрелость в качестве лидера растёт вместе с умением принимать ответственные решения. (Демонстрация схемы).
Истинные лидеры обладают мужеством действовать в ситуации, когда другие колеблются.
Необходимо, насколько это возможно, привлекать к принятию решений свою команду. Запрашивайте идеи, предложения, замечания прежде, чем принять важные решения. Это ведёт к приверженности общим интересам.
Если вы хотите, чтобы за вами шли другие, развивайте в себе качества решительного лидера.
4.Игра «Необитаемый остров».
Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове, и ядовитые растения и хищные животные. Помощи ждать не от кого.
Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи и т.п. Разрабатывается нравственный кодекс. Предусматриваются санкции за нарушение правил.
После игры проводится её обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия решений и др.
Цель игры – формирование навыков принятия конструктивных решений, развитие лидерских качеств.
5.Упражнение «Спиной к спине»
(способствует воодушевлению и расслаблению членов группы).
Участники делятся по парам и становятся спиной к спине, плотно прикасаясь, друг к другу. Ведущий дает различные задания: присели, погладили по голове друг друга, наклонились, повернулись вокруг.
6.Рефлексия.
Занятие № 7: «Лидер и его команда»
Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия; развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.
1.Приветствие «Здравствуй, лидер!»
2.Упражнение-разминка «Шурум-бурум»
(развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства других)
«Сейчас мы будем учиться выражать различные чувства – позитивные, негативные, нейтральные. Мы будем передавать по кругу мячик, а вместе с ним- некоторое заданное в настоящий момент чувство. Выражать это чувство мы будем мимикой, жестами, интонациями и специальным словосочетанием. Например: «о-го-го» (удивление), «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.»
3.Информирование: VII закон лидера – Лидер умеет создать команду.
Понятие лидерства держится на трех китах:
ЛИДЕР КОМАНДА ДЕЛО, что составляет единое трио.
От лидера зависит главное – создание хорошей команды.
Лидер в переводе от англ. яз. означает вести за собой, возглавлять. Он показывает путь вперед, ведет за собой команду. Он – воплощенная демонстрация внутренней силы своей команды, силы своей идеи.
Чтобы достичь цели, необходимо умение лидера создать команду и увлечь людей конкретной идеей. Чувство власти и умение повлечь за собой людей – отличительная черта лидера. Лидер побеждает, только опираясь на помощь команды. Вспомните тех известных лидеров, чьи победы были достигнуты только благодаря команде (Наполеон, завоевавший Альпы; Суворов, захвативший крепость Измаил; Иисус с 12 учениками распространили христианство по всей римской империи).
Какова же идеальная команда?
Можно провести сравнение с игрой в карты: преимущества набора карт одной масти; или же спортивная команда: жесткое и четкое распределение всех ролей.
В команде необходим каждый ее член, точно так же как в сказке «Репка» без маленькой, слабенькой, незаметной мышки не был бы достигнут желаемый результат.
Проявляй заботу о команде.
Когда Бог создал человека, он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». Тем самым заложил в нас потребность иметь личные отношения, дружбу. Ведь разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается вдвое.
Поощряй за малейшие достижения.
Успех команды лидер воспринимает как норму. Внушает каждому: «Ты способен на большее».
Принимай других такими, какие они есть.
Научитесь принимать других такими, каковы они на самом деле – со всеми их недостатками. Главный принцип лидера: перед ним все равны. Ребятам приводится яркий жизненный пример:
Во время корейской войны в одном из состоятельных домой раздался телефонный звонок. Женщина, поднявшая трубку, услышала голос собственного сына. На протяжении долгих месяцев на войне мать не получала от него никаких известий и сейчас была очень обрадована, услышав, что ее сын направляется домой.
- Мама, я только хотел сказать, что привезу с собой товарища. Его серьезно ранило, он потерял глаз, руку и ногу. Мне очень хотелось бы, чтобы он жил с нами.
- Разумеется, сынок, - ответила мать. – Похоже, что это храбрый и мужественный юноша. У нас найдется для него место на некоторое время.
- Мама, ты не поняла меня. Я хотел бы, чтобы он остался жить с нами.
- Хорошо, - уступила она. – Он может пожить у нас месяцев шесть.
- Нет, мама. Я хочу, чтобы он остался с нами навсегда. Мы ему нужны. У него только один глаз, одна рука, одна нога. Он в очень плохом состоянии.
Тут мама потеряла терпение:
- Сын, ты не способен трезво оценить ситуацию. Ты слишком близко принимаешь это к сердцу, потому что побывал на войне. Этот парень будет обузой для тебя и доставит нам всем серьезные проблемы. Будь разумным человеком.
Неожиданно телефонная линия разъединилась. На следующий день родители получили от командования телеграмму, сообщавшую, что накануне вечером их сын покончил с собой, выбросился из окна многоэтажного отеля. Неделю спустя в родительский дом прибыл гроб. С невыразимой печалью они смотрели на тело своего одноглазого, однорукого и одноногого сына.
Если вы принимаете людей лишь на опреленных условиях, это их убивает.
Успех дела, хорошие отношения в команде зависят и от способностей самого лидера: Держи свое слово, Советуйся с другими (тогда люди будут следовать твоим распоряжениям), «Все под контролем» (лидер должен сохранять спокойствие, чтоб команда чувствовала защиту).
Отсюда вытекает VII закон лидера – Лидер должен уметь создавать команду.
4.Игра «Воздушный шар»
(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)
Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.
Список вещей:
Золото, драгоценности 100гр.
Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.
Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.
Полезные книги про все 12 кг.
Консервы 10 кг.
Топоры, ножи, лопаты 15 кг.
Питьевая вода 10 л.
Аптечка 3 кг.
Винтовка с запасом патронов 10 кг.
Шоколад 7 кг.
Очень большая собака 50 кг.
Рыболовные снасти 0,5 кг.
Мыло, шампунь, зеркало 2кг.
Теплая одежда и спальники 50 кг.
Соль, сахар, витамины 4 кг.
Канаты, веревки 10 кг.
Спирт 10 л.
В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыги
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий