Славный край мой Пензенский!
Документы для скачивания
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: « Славный Пензенский край» Разработала: Брызгалина Н. А. Материалы к занятию: мультимедийный проектор, иллюстрации национальной одежды мордвы, русских, татар; куклы в национальных костюмах( мордовском, русском, татарском) , фотографии людей прославивших Пензенский край, стихи пензенских поэтов, карта – схема расселения народов П ензенской области, аудиозаписи национал ьных песен, иллюстрации священных сооружений, шаблоны национальных костюмов для раскрашивания. Предварительная работа: чтение мордовских, русских, татарских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов( мордвы, русских, татар) , заучивание стихов о Пензенском крае, беседы о быте разных национальностей, рассматривание иллюстраци й о Пензенской области, родном крае. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки. Задачи: Область « Познание»: Р асширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям представле ние о Пензенской области. П ознакомить с мордовскими, русскими и татарскими народными костюмами. З акрепить знания о б одежде мордвы, русских и татар В оспитывать познавательный интерес к родному краю Ф ормировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями « большая» и « малая» родина Ф ормировать представление о народах, населяющих Пензенскую область С пособствовать развитию любознательности, мышления. Область « Коммуникация» Р азвивать диалогическую речь; учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей существительными: Россия, мордва, русские, татары. Прилагательными: мордовский, русский, татарский. Область « Социализация» В оспитывать познав ательный интерес к родному краю, уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур. Область « Художественное творчество» Воспитывать эстетический вкус, развивать креативное мышление. Область «Музыка» Использовать музыку для фона продуктивной деятельности детей. Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы поговорим о Родине, ведь у каждог о человека она своя. Где бы вы, не п утешествовали по миру, всегда возвращались домой, на Р одину. У каждого человека есть своя родина – эт о место где мы родились. Сразу напрашивается вопрос, в какой стране в ы родились? Ответы детей. Воспитатель: Россия самое большое государство на нашей планете, необъятны её просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, заселявшими её. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. А что является для вас малой Родиной? Ответы детей. Воспитатель: Для нас малая Родина родной и любимый посёлок- Земетчино, Пе н зенской области. Центром области является старинный русский город- Пенза, которо му исполнилось 350 лет. Показ слайда №1 – 2 Да, область вроде бы обычная, каких в России немало, но она нам особенно дорога и любима. Свою любовь к родному к раю наш поэт – земляк выражал в стих ах. Чт ение стихотворения воспитателем: 1. Мне не надо далей пенистых, Не ищу иной красы я. Край родимый, Край мой пензенский, Ты и есть моя Россия! А. Сазонова Воспитатель: О чём говорится в этом стихотворении? Ответы детей Воспитатель: С первы х строк понимаешь на сколько, поэт привязан к своему краю. Прослушайте ещё одно стихотворение. 2. Пускай любые страны, Моря и океаны Красуются своею красотой. А пензенцам по нраву Простой, без громкой славы, Старинный город С русскою душой. Воспитатель: А о чём это стихотворение? Ответы детей Воспитатель: В этом стихотворении, как вы уже заметили, говорится о старинном городе. Назовите главный город нашего края? Ответы детей. Показ слайда №3 Воспитатель: Вам наверное интересно, почему городу дали такое название «Пенза». Известно, что это слово в переводе с мордовского, означает « конец пути». Кто жил на родных берегах раньше и чем, в конце дело кончилось? Воспитатель: Пензенская область зани мает небольшой клочок на карте нашей Родины, однако, на нём из века в век обитали несколько народов с интересной и большой историей: мордва, русские и татары. Показ слайда №4- 5 У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы. Именно в этих нарядах отражаются представления народа о красоте и любви. Показ слайда №6 Перед вами мордовски й национальный костюм; одежда состоит с ног до головы из белого холста, с ярко- кр асной вышивкой. Головной убор у женщин – кокошник. Обувь – востроносые лапти. Показ слайд а №7 Русский национ альный костюм; сарафан и рубаха, головной убор- платок, кокошник. В косы вплетали ленты. Традиционная обувь – лапти с обмотками онучами. Показ слайд а №8 Татарс кий национальный костюм: Верхняя одежда женщин – камзол( жилет) поверх приталенного силуэта платья с воланами. Головной убор – бархатная вышитая шапочка. Обувь – туфли из кожи. Показ слайда№11 Воспитатель: Обратите внимание, что и в нашей большой колл екции встречаются куклы в костюмах народов: мордвы, русских, татар. Выставка. Показ кукол и повтор. Воспитатель: П росмотрев костюмы трёх национальностей мордвы, русских и татар можно сделать вывод: что костюмы у них отличаются внешним видом, а объединяет их то, что они живут в одной дружной семье, трудятся, чтобы наша Родина стала богаче и краше. И у всех народов единый язык – русский. Показ слайда №12 Воспитатель: Перед вами священные сооружения разных культур. Для народов мордвы и русских – церковь, татар – мечеть. Какое впечатление они на вас производят? Ответы детей. Воспитатель: Каждое из них по – своему красиво и неповторимо. Охранять и беречь памятники культуры- это долг каждого человека. Какие священные сооружения вы теперь знаете? Ответы детей. Воспитатель: А теперь ребят а, сядем напротив друг друга. Сомкнит е свои ладошки. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Подарите тепло и добро своего сердца друг другу. ( Дети ладонями рук передают тепло и добро своего сердца) . Слайд №13 Воспитатель: И в заключени и, хочу сказать, люди наши уникальны и талантливы. Многие земляки известны не только у нас в области, но и за её пределами. Слайд № 14 Александр Михайлович Самокутяев – космонавт. Слайд № 15 Мария Ситтель – телеведущая центрального телевидения. Антон Макарский – актер, певец Слайд № 16 Павел Воля- телеведущий Тимур Родригез – телеведущий, певец Слайд № 17 Сергей Пенкин – известный эстрадный, российский певец Алексей Куличков – телеведущий Воспитатель: А сейчас, вы сами попробуете раскрасить уже знакомые вам национальные костюмы. Звучит музыка. Дети рас крашивают, используя приложение. Литература: А. Назаров « Край мой Пензенский фотоальбом », Издание второе, дополненное Пенза 2011г. С. Корниенко « Занимательная энциклопедия Пензенского края» Выпуск первый, Издательство « Печатный двор», Пенза 2003г. В. Майоров « Край Земетчинский – гордость моя» Журнал «Куклы в народных костюмах», Выпуск №33, № 31, 2013г Издатель ООО «Де Агостини », Россия Л. А Кандрыкинская « С чего начинается Родина» М. , Творческий центр « С фера », 2003г. Н. В. Алёшина « Патриотическое воспитание дошкольников», М. , ЦГЛ, 2004г. С. Корниенко « Золотая летопись Пензенского края», Минская фабрика цветной печати 2007г. Приложение Мордовцы Русские Татары
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий