Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС
Документы для скачивания
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ по ФГОС Одно из требований ФГОС к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Содержание и формы работы с семьей отличаются разнообразием. Используя в своей работе разные формы сотрудничества с родителями, я сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия. Одно из эффективных познавательных форм работы с семьей является родительное собрание, но неформальное, а в виде круглых столов, дискуссий. Ничто не сближает, как совместное интересное мероприятие, например: совместные праздники, спортивные досуги, совместные развлечения. Родители вместе с детьми делают поделки, участвуют в конкурсах и выставках. В работе с родителями также используется проектная деятельность. Любой проект включает в себя и работу с семьей. Вовлекая родителей в активные формы взаимодействия, мы создаем доверительные отношения с ними. Психотехнические игры способствуют развитию саморегуляции, самоконтроля, эмпатии. Использовать проективные методы можно, если налажен контакт с родителями, созданы доверительные отношения. Проективные психологические тесты направлены на раскрытие потенциала и сплочение коллектива родителей воспитанников. Мероприятия по работе с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные. 1) Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания. 2) Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик» 3) Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях. 4) Наглядно- информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел. Родительские собрания нетрадиционной формы: «Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированным и на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки. «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе кризис 3- х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов» «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т. е. советы продаются за фишки) . Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта » «Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям. «Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др. ) . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей, например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта ». «Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы. На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм» – метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. « Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков. «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики( прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы? » Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели. «Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент( что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы. «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного. «Запись на листах». При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику. «Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. «Мини- эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальны е чувства родителей ( интерес, любопытство) . Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого. Одна из интересных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений это- « Родительский клуб ». Именно в родительском клубе можно обогатить опыт и представлений каждого через игровую деятельность. Одним из важных компонентов воспитания ребенка является продуктивная коммуникация между родителями, ребенком и педагогами. Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно легко использовать не только дома в индивидуальных занятиях с ребенком, но и на совместных мероприятиях в школе. Задача педагога – вооружить простыми играми и тестами родителей. Цель использования игровых и тестовых методик: 1. Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей. 2. Коррекция детско- родительских отношений, эмоционального состояния. 3. Формирование положительных установок в сознании родителей. Условно игры можно разделить на группы: «Я и мои эмоции»; «Я и мой язык»; «Я и моё тело»; «Я и Я»; «Я и другие»; «Я и моя семья» и др. Хорошего результата можно достигнуть при проведении различных совместных дел. Например, игра «Совместный рисунок родителей и детей » ( тематика может быть различной) . Каждой паре дается задание изобразить мир своих увлечений. Затем идет презентация рисунков. Подведение итогов игры предполагает, что выигрывают все участники. Игра «Скажи комплимент». Участники говорят комплименты, хваля внешность, характер, способности и другие качества друг другу. Игра «Угадай – ка! ». Родители и дети делятся на две команды. Дети изображают животных, растения, предметы. Родителям необходимо разгадать, что показывают дети. Игра «Волшебное зеркало». Цель: Отрабатывать навыки взаимодействия взрослого и ребёнка; развивать воображение, ориентировку в пространстве, умение повторять движения взрослого. Участники стоят в круге. Воспитатель быстро показывает любые движения, а играющие должны повторить их. Воспитатель: Один, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть. Вы смотрите не зевайте И за мною повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Игра «Узор». Нужно взять счётные палочки, выложить такой узор, какой показывает воспитатель. Игра развивает внимание, мелкую моторику, пространственные представления. Пальчиковый игровой тренинг для родителей и самых маленьких детей. Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить родителей заниматься с ребёнком в домашних условиях. Задачи: 1. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом. 2. Способствовать сплочению родительского коллектива. Упражнения с палочками. 1) «Ежи и ежата» - втыкание палочек в большой или маленький пластилиновый комочек. 2) «Красивый одуванчик» - втыкание палочек в пластилиновый комочек. 3) «Солнце светит ярко- ярко» - выложить из палочек солнечные лучи вокруг жёлтого кружка. Упражнения с ватой. 1) «Снегопад в лесу». На трафарете зелёной ёлочки из бархатной бумаги разложить комочки ваты. 2) «Поможем птицам» - устелить «гнездо» клочками из ваты. Упражнение «Мартышкин язычок» Цель: развитие умения взаимодействовать с партнёром, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения. По сигналу дети и родители начинают повторять за Мартышкой движения и слова. Упражнение «Весёлая зарядка». Цель: снятие двигательных и мышечных зажимов, развитие координации движений. Повторение за Мартышкой активных движений. Упражнение «Кто быстрее? ». Цель: сплочение коллектива. Группа детей и родителей должна быстро без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: Квадрат Треугольник Ромб Букву Птичий косяк Упражнение «Договорились взглядом». Необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда без слов. Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям( покажите пяточки, на выдохе – опустить. Упражнение «Носочки». Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе( вытянуть носки, на выдохе – расслабить ноги и опустить. Упражнение «Бяка – Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза «в кучу» на вдохе, на выдохе – вернуться в обратное положение. Упражнение «Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко( улыбка Буратино, на выдохе – губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У- тю- тю- тю- тю». Упражнение «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был ( а) . ». В ответ каждый может согласиться или нет с дан ной ему характеристикой. Это упражнение помогает глубже познакомиться участникам, кроме того, способствует активизации детского эго- состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекцион ной работы. Упражнение « Родительские установки ». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что. », «Непослушный ребенок- это. », « Родители должны. »? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т. е. рациональные, эффективные и «мешающие», т. е. нерациональные, неэффективные в сфере детско- родительских взаимоотношений. Упражнение «Рисуем Строго родителя ». Микрогруппы, состоящие из 3- 4- х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Строгого», не переговариваясь друг с другом. Упражнение «Дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие- либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений. Упражнение «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс. Таким образом, раскрывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы. Упражнение «Мозговой штурм». Перед родителями ставится задача найти как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по- новому. Упражнение «Проективный рисунок» Предлагается выполнить два рисунка: «Я такой, какой есть» и «Я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбирается один и ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке. При этом следует передать свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки. Упражнение «Прокурор и адвокат» Участники делятся на две группы ( произвольно) . Одна играет роль «прокурора», другая – «адвоката». Кто- то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться: «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а « прокуроры» аргументировано доказывают обратное. Упражнение «Представьте себя ребенком» В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали детьми. Основа нашего жизненного сценария – то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и составьте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родные и учителя.