a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Развитие связной речи С использованием ТРИЗ технологии"

Автор: Ловчикова (Прутских) Татьяна Опубликовано: 2020-03-24 12:29:43

Документы для скачивания

Семинар – практикум.

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста

Подготовила заведующий д/с Т.И.Ловчикова

Запомнить пять непонятных слов –

 это мучение для ребенка.

Но если связать двадцать таких слов с картинками

 – он усвоит все на лету.

К.Д. Ушинский.

Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

 

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти.

Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей. 

 

         Денотативный план — это картинный план, не графический, не мнемотаблицы. Графические изображения вызывают сложности даже у детей с нормальным речевым статусом. Не у всех детей хорошая вербальная память и логическое мышление. Не все могут осуществлять перенос одного и того же символа на различные лексические единицы (слова). Если у ребенка хорошее логическое мышление он может перенести один и тот же символ на разные объекты. Змейка в 1 стихе – это ветер, в другом - ручей, в 3 – река, в 4 - змея. Дети, у которых нарушено логическое мышление или дети, имеющие недостаточный лексический багаж, будут испытывать затруднения при работе с символами.

         Сычёвой Галиной Евгеньевной учитель-логопед, была разработана «Методика заучивания стихов и пересказа по денотативному плану». При регулярном использовании эта методика дает очень хороший выход детей в самостоятельную связную речь. Мы закладываем на экспрессивном плане внутреннюю схему высказывания и ребенок, опираясь на последовательное изображение, продуцирует свое высказывание.

         Детанат — это предмет, который можно изобразить. Стул, дерево, солнце это - детанат, все, что можно изобразить графически. Радость, апрель — это не детанат.

         Если последовательно работать по этой методике, то к тому моменту, когда мы выходим на продуктивные виды речевого высказывания (рассказы-описания, рассказы по сюжетным картинкам и по серии картинок), детям не составляет труда выделять субъекты и объекты (тот, кто действует и на кого направлено действие), не составляет труда правильно выражать свои мысли и составлять рассказы.

         Дети, строя свои высказывания, учатся структурировать и выбирать то, о чем они хотят рассказать и в какой последовательности они хотят рассказать. Это происходит на уровне корковых связей. Мы закладываем динамический, зрительный и вербальный стереотип.

         

Метод мнемотехники доказал свою эффективность временем и продолжает развиваться с опорой на новейшие знания о работе механизмов памяти человека.

 

 

 

Кроме того, использование мнемотехники во время занятий развивает:

  • внимание,
  • усидчивость,
  • живой интерес к обучению,
  • воображение,
  • логическое мышление,
  • мелкую моторику,
  • умение выполнять операции анализа и синтеза.

 

 

Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту малыш уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.

Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей, педиатров и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи они используют различные методические приемы, самым эффективным из которых является обучение говорению с опорой на мнемотехнические таблицы.

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:

Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.

Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.

Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой.

 

В младшей группе

Сюда относят детей 3–4 лет. Они уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с). Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке. В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты:

На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево». Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению. Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.

Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.

Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.

Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь: 

Практическая часть с педагогами. (Нарисовать символ)

В средней группе

У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш понимает и может объяснить значение многих слов. У него формируются навыки связной речи. Теперь кроха не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив малыша с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.

При помощи этого пособия:

  • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
  • облегчаем запоминание последовательности действий.
  • учим строить связные, грамотные предложения.

 

Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. (предметные картинки связонные по смыслу).

В итоге получается небольшой рассказ

 Практическая часть для воспитателей (Задание: нарисовать мнемодорожку по заданному тексту.)

В старшей и подготовительной группе

У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Дети правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Ребенок не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;

количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;

здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:

Обучающие определенному алгоритму действия. Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки.

Направленные на запоминание стихов или информации. 

Развивающие умение рассказывать разные истории или давать характеристику предметам или событиям.

Раскрашивание отдельных элементов таблицы или участие в их составлении делает запоминание информации еще более эффективным, а мелкие движения кистями рук способствуют развитию речи.

Пересказываем сказки

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

Читаем сказку вслух.

Рассматриваем изображения в таблице.

Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.

Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.

Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»

Второй шаг – рас кодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».

Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.

Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.

Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.

 

Этапы работы над стихотворением.

  • Взрослый выразительно читает стихотворение.
  • Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  • Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  • Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  • Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 

Практическая работа с воспитателями: (Задание нарисовать мнемотаблицу опираясь на текст)

 

Задание прочитаем стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Стояла в зале ель.

За окном мела метель.

Ель, словно добрая фея,

Всех в мире ребят пожалела.

Высокая, будто вышка,

Под ней сидел зайчишка.

На ветках висели шишки,

Словно крошечные мышки.

Будто гость она в зале стояла,

Красотой всех ребят поражала.

 

 

В доме у кошки случился пожар

Огонь, как мороз, все трещит и трещит.

Всем зверям из дома путь преградил.

Огня было много, как на небе звезд.

Он поднимался во весь Кошкин рост.

Огонь, как резина, без формы,

Занял весь дом просторный!

Пожар был быстр, как леопард

Казалось, он набрал азарт.

Но потушить огонь смогли!

Ведь звери дружбою сильны!

 

Оставить комментарий: