a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Смоленщина - мой край родной!"

Автор: Геронтьева Ольга Анатольевна Опубликовано: 2020-04-02 12:08:08

Документы для скачивания

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Кардымовский район Смоленской области

 

Методическая разработка

ПРОЕКТ
«Смоленщина - мой край родной!»

Тип проекта: информационно-познавательный
Участники проекта: дети 5-7 лет, педагоги ДОУ
Продолжительность: сентябрь 2019- май 2020 год
Старший воспитатель О.А.Геронтьева

Тема. «Смоленщина - мой край родной!»
Актуальность. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с историей своей семьи, с детским садом, своей улицей, поселком, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной край... Важно показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Именно поэтому, одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации”  стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
Воспитание патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группах уже с младшего возраста, но, в процессе нашей деятельности, мы пришли к выводу, что назрела необходимость усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего поселка и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка, края  и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям поселковой и городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель:  Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие
Дать знания детям о родном крае, городе, поселке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Смоленск.
Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
Пробудить в детях чувство любви к своему поселку, городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление, внимание.
Приучать детей слушать взрослого и друг друга.
Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
Познакомить с культурой и традициями родного края.
Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
Использовать художественное слово при знакомстве с историей города и края.
Физическое развитие.
Формировать основы физического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
Воспитывать чувства гордости за Смоленских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о родном поселке, городе, крае.
Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в изучении и развитии края, города, поселка.
Продукт проекта:  пополнение новыми материалами мини-музея по краеведению, находящимся в детском саду.
Участники проекта
дети
воспитатели
родители
Сроки реализации
Сентябрь 2019 – май 2020гг.
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
Создание творческой группы (родители, заинтересованные данной темой, воспитатели).
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
Настольно-дидактические игры «Собери герб», «Природа родного края» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры на данную тематику.
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Собери картинку»,  «Карта моего поселка», «Кардымово - мой дом родной», «Мой край родной», «Узнай, где это?», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т.д.
Познавательное развитие
Экскурсии по поселку.
Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.
Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек.
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Смоленск – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Смоленщина!»,  «Красная книга Смоленской области», «Смоляне – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «С чего начинается Родина»
Посещение историко-краеведческого музея, мини – музея детского сада.
Продуктивная деятельность
Народное творчество Смоленщины.
Лепка «Животные и птицы Смоленщины»
Создание папки рисунков «Смоленск – глазами детей и родителей»
Изготовление макетов «Мой родной дом», «Наш детский сад».
Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по поселку Кардымово», «Музеи города Смоленска», «Их имена прославили Смоленщину».
Развитие речи
составление творческих рассказов «Мой любимый поселок Кардымово», «Достопримечательности города Смоленска», «Знаменитые люди Смоленщины»,
беседы с детьми «Мамочка любимая», «Моя бабулечка самая хорошая», «Наша семья» и т.д.
Ознакомление с художественной литературой
Знакомство с творчеством детских писателей Смоленщины
Разучивание стихов, песен о Смоленщине.
Музыка
занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
«Пришла коляда накануне Рождества»
«Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
Беседы с родителями о важности данной проблемы
Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
Изготовление семейных альбомов
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
Оформление альбомов «Достопримечательности моего поселка, города», «Красная книга Смоленской области» , «Птицы родного края», «Природа нашего края»
Информация для родителей «История родного города», и т.д.
3 этап. Завершающий
1). Презентационно – завершающий
Оформление уголка краеведения «Мой любимый поселок»
Открытое занятие «Моя Родина – Смоленщина»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентация проекта.
2). Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Литература:
Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Оставить комментарий: