Адаптивная физкультура

Опубликовано: 08:44:41 03-04-2020

Автор: Аракелян Наталья Ивановна

Документы для скачивания:

53674_20.12.17 adaptivnaya fizkultura.docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

53674_20.12.17 adaptivnaya fizkultura.docx

 «Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ» Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ( ограниченные возможности здоровья) и детям- инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. В данном случае немалую роль играет в системе обучения такой предмет как адаптивная физическая культура. АФК— это комплекс мер спортивно- оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества, в данном случае остановимся на детях имеющих заболевания связанные с интеллектом и ограниченные возможности здоровья. Дети с отклонениями в состоянии здоровья о тличаются от здоровых детей тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние. Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения или тяжелые, множественные нарушениями психического и физического развития, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по средствам  адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Целью занятий по адаптивной физической культуре является  повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.   Основными задачами адаптив ной физической культуры являются:   формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование дополнительных навыков, таких как: туристические, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья  детей, профилактика  болезней и  возникновения вторичных заболеваний. Достижение всех вышеизложенных задач способствует развитию двигательной активности у учащихся с ОВЗ, а так же адаптации человека в окружающем социуме. В процессе адаптивного физического о воспитания воспитанники получают навыки и закрепляют умения, такие как:      – готовиться к занятию; ( переодеваться, что может быть применимо и в других местах) . правильному построению на занятии и зн анию своего места в строю; ( правильному передвижению в классе) . правильном у передвижению из класса на занятия физкультуры; и т. д ориентироваться в зале по конкретным ориентирам( вход, стены, потолок, пол, углы) ; простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях( вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз) ; навыкам правил ьного дыхания( по показу воспитателя) ; выполнению простейших заданий по словесной инструкции воспитателя; ходить и бегать в строю, в колонне по одному; прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков; мягкому приземлению в прыжках; прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги; правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их; метаниям, броскам и ловле мяча; ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку; выполнять простейшие упражнения в определённом ритме; сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке; преодолению различных препятствий; переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей; целенаправленным де йствиям под руководством воспитателя в подвижных играх. Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формирование м правильной самооценки воспитанников и оценки окружающих. Занятия по а даптивной физкультуре должны составляться так, что бы упражнения и игры, самостоятельная работа помогали воспитанникам корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества. В связи с этим в основе обучения на занятиях предусматриваются принципы: индивидуализации и дифференциации процесса обучения, коррекционная направленность обучения, комплексность обучения на основе прогрессивных психолого- педагогических и психолого- физиологических теорий. По средствам многообразия физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи по развитию двигательной активности воспитанника на занятиях АФК. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, трудностей восприятия материала, при подборе средств обучения необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами: 1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением; 2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно- образное мышление при выполнении физических упражнений; 3) максимально активизировать познавательную деятельность; 4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка; 5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстано вке дети лучше осваивают материал; 6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память. Коррекционные подвижные игры. Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола( с отскоко м от пола) . Ловля мяча без отскока от пола( с отскоком от пола) . Отбивание мяча от пола одной рукой. . Игра в паре.   Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки».   Соблюдение последовательности действий в игре- эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца,   бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай- ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки».   Соблюдение последовательности действий в игре- эстафете «Строим дом». Физическая подготовка. Построения и перестроения.   Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч»( «ноги на ширине ступни») . Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стор оны. Ходьба в колонне по одному. Бег. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.   Дыхательные упражнения: произвольный вдох( выдох) через рот( нос) , произвольный вдох через нос( рот) , выдох через рот( нос) . Одновременное( поочередное) сгибание( разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке( одновременно двумя руками) , пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно( одновременно) . Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные( поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа»( на боку, на спине, на животе) : вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед( назад, вверх, вниз) . Движения головой: наклоны вперед( назад, в стороны) , повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед( в стороны, назад) . Повороты туловища вправо( влево) . Круговые движения прямыми руками вперед( назад) . Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях. Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные( одновременные) движения ногами: поднимание( отведение) прямых( согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя»( из положения «сидя» в положение «лежа») . Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой( узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной( наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами( препятствиями) . Прыжки на двух ногах( с одной ноги на другую) . Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки. Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной( на поясе, на голове, в стороны) . Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным ш агом, широким шагом, в полуприся де, приседе. Ходьба в умеренном( медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном( медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе( беге) . Бег с высоким подниманием бедра( захлестыванием голени, приставным шагом) . Прыжки.  Прыжки на двух ногах на месте( с поворотами, с движениями рук) , с продвижением вперед( назад, вправо, влево) . Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед( назад, вправо, влево) ) . Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину. Ползание, подлезание, лазание, перелезание.   Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх( вниз, в стороны) , по наклонной гимнастической скамейке вверх( вниз) , через препятствия, по гимнастической сетке вправо( влево) , по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза( по кругу, в колонне) . Броски среднего( маленького) мяча двумя руками вверх( о пол, о стенку) . Ловля среднего( маленького) мяча одной( двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим( малым) мячом. Броски( ловля) мяча в ходьбе( беге) . Метание в цель( на дальность) . Перенос груза. Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают и развивают свои двигательные возможности и  умения такие  как: правильному построению на занятии и знанию своего места в строю; правильному передвижен ию; ориентироваться по конкретным ориентирам( вход, стены, потолок, пол, углы) ; – простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению и другим. Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.

Оставить комментарий: