Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры
Документы для скачивания
« Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья п о средствам физической культуры» В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализаци я- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс формирования личности- развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах. ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается не в его связи с миром, а в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результат социальной политики и сложи вшегося общественного сознания. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие физической культурой и спортом, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Физическая культура выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует сохранению, укреплению и развитию физических качеств, позволяет раскрыть горизонты физического потенциала. Работы психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др. , не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Физическая культура одновременно гармонически развивает личность ребенка, стимулирует раскованность и свободу его движений, способствует активизации к творчеству. Физическая культура — широкое понятие, тесно связанное с физическим воспитанием. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Физическое воспитание и развитие ребенка связано с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия( общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология) . В процессе занятий физической культуры решаются разнообразные задачи: формирование личности школьника, воспитание его волевых качеств, эстетических вкусов, привитие трудовых привычек, умственное и физическое развитие, физической подготовленности, трудовой деятельности. 3адачи физического воспитания: укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, закаливание организма, содействие гармоничному физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям; овладение основами разнообразных жизненно важных движений; развитие координационных способностей; формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье; выработка представлений об основных видах спорта; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости. Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности. Чтобы физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни необходимы систематические занятия. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ. Перед специальными( коррекционными) школами стоит очень важная задача — реабилитация и социализация детей с ОВЗ средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно- двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с ОВЗ. Комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивающим его последующую коррекцию и служащим важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах- интернатах для детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально- техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого- отсутствие квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Анализируя процесс фи зического воспитания надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно- компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни. В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Литература: 1. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2- е изд 2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка 3. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов- дефектологов/ / Дефектология. 199' ' . №1. 4. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М. , 1996 г.