a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

Автор: Смирнова Наталья Анатольевна Опубликовано: 2020-04-07 13:02:50

Документы для скачивания

Консультация для родителей Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников Говоря о  познавательно  – исследовательской  деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В период дошкольного детства  «островки»   познавательно  – исследовательской  деятельности сопровождают игру, продуктивную  деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Чем старше становится ребенок, тем в большей степени  познавательно  – исследовательская  деятельность  включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова ( восприятия, мышления, речи) . Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной  познавательно  – исследовательской  деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения  опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. В качестве основных развивающихся функций  познавательно  - исследовательской   деятельности  на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены  следующие: Развитие  познавательной инициативы ребенка  ( любознательности) ; 2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения  опыта: причинно – следственных, родовидовых( классификационных, пространственных и временных отношений; 3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия( систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира) ; 4. Развитие восприятия, мышления, речи ( словесного анализа- рассуждения)  в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; 5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу( освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений) . Как активизировать   познавательную деятельность детей? Проявление ребенком  познавательной  активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях ( стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск) . Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов  деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее. В педагогике различают: •  Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма( «делаю так же»,   «думать не надо»,   «это же просто») ; • Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований( «я жду помощи»,   «я сомневаюсь»,   «я не тороплюсь») ; • Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предложений, получением личностно значимого результата( «я могу»,   «у меня получится»,   «я хочу экспериментировать») . При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у детей  познавательных  интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые  «интеллектуально пассивные»  дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной  деятельности. Причиной этого является несформированный в дошкольные годы  познавательный интерес. Стремление узнавать новое выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся  познавательный интерес. Основа  познавательного  интереса- активная мыслительная  деятельности. Под ее влиянием ребенок способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции- удивление, радость успеха, в случае если проявили догадку, получил одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах. Познавательный интерес связан с деятельностью памяти- л егче запоминает и воспроизводит быстрее интересный материал. Условием возникновения  познавательного  интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах  деятельности. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. ( С одной стороны- интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой- знания побуждают ребенка к размышлению) . Прочные знания- основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Советую  родителям  использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулке, экскурсии, по телевизору. Для развития интереса целесообразнее возбуждать его  познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Вы прогуливаетесь в лесу. Предложите определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе. Знакомя детей с окружающим миром, часто прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже  познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по- иному взглянуть на то, что казалось ему знакомым. ( На улице города можно сравнить виды  транспорта: автобус и троллейбус, грузовую и легковую машину и др. ) . Какое было небо утро, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем наиболее активное и сознательное усвоение знаний. Познавательный  интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и др. видах творческой  деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития творческой  деятельности  ( соответствующие игрушки) . Интерес, осуществляемый в  деятельности, становится стойким и осознанным. Если  деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него  познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести качественное дело до конца. Внимание  родителей  воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует. Активность мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизведанным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и  познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос  взрослого:   «А ты как думаешь сам? »  побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, его доступность пониманию дошкольника- этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному получению ответа на возникший вопрос. Развивайте  познавательные интересы детей.

Оставить комментарий: