a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

план самообразовния педагога

Автор: Козел Галина Александровна Опубликовано: 2020-04-07 14:24:07

Индивидуальный план развития педагога Козел Г. А. на 2017- 2018 уч. год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. З адачи: Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность( умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) . Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Разработать картотеку игр для педагогов по формированию элементарных математических представлений. Повысить педагогическую компетентность родителей по формированию математических представлений у детей. Совместная деятельность с детьми Форма проведения Тема проведения Содержание деятельности Форма отчета Сроки проведения Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми « Дни недели » Проведение дидактических игр Фото отчет Декабрь « Количество и счёт». Сюжетно – ролевые игры с использованием д идактического материала по ФЭМП Фото отчет Январь « Ориентировка в пространстве». Настольно – печатные игры Фото отчет Февраль   Разработка проекта по теме «Все измерить мы хотим» Реализация проекта Справка по реализации проекта Май Совместное творчество с детьми « Цифроград » Составление альбома «Страна цифр» Выставка детских работ фотоотчет Февраль Организация работы с педагогами Консультация « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Оформление стенда Текст консультации В течени и года Презентация опыта работы Кейс- папка «Картотека игр по формированию элементарных математических представлений» Участие на педчасе Протокол Апрель май Буклеты, памятки «Первые шаги в математике» Буклеты, памятки Буклеты, памятки Декабрь- январь Организация работы с родителями Информационный стенд «Играйте вместе с детьми» Оформление стенда Текст Март День открытых дверей Математика для малышей Проведение игр Фото отчет Апрель Буклеты, памятки «Это важно» Буклеты, памятки Буклеты, памятки Декабрь- январь Сайт A2 B2 Пед. копилка Скриншот Обобщение и распространение опыта Дистанционные курсы « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Вебинары, семинары, к урсы Сертификат, свидетельство В теч. года Конкурсы « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Вебинары, семинары, курсы Сертификат, свидетельство В теч. года ГМО « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Участие в ГМО Протокол, приказ По плану ГМО РМЦ Совместная деятельность с детьми Форма проведения Тема проведения Содержание деятельности Форма отчета Сроки проведения Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с детьми «Форма и цвет» Проведение дидактических игр Фото отчет проведено « Количество и счёт». Сюжетно – ролевые игры с использованием д идактического материала по ФЭМП Фото отчет проведено « Ориентировка в пространстве». Настольно – печатные игры Фото отчет проведено   Разработка проекта по теме «Все измерить мы хотим» Реализация проекта Справка по реализации проекта проведено Совместное творчество с детьми « Цифроград » Составление альбома «Страна цифр» Выставка детских работ фотоотчет проведено Организация работы с педагогами Консультация « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Оформление стенда Текст консультации проведено Презентация опыта работы Кейс- папка «Картотека игр по формированию элементарных математических представлений» Участие на педчасе Протокол Не проведено, не было в планах Буклеты, памятки «Первые шаги в математике» Буклеты, памятки Буклеты, памятки проведено Организация работы с родителями Информационный стенд «Играйте вместе с детьми» Оформление стенда Текст проведено День открытых дверей Математика для малышей Проведение игр Фото отчет проведено Буклеты, памятки «Это важно» Буклеты, памятки Буклеты, памятки проведено Сайт A2 B2 Пед. копилка Скриншот Скриншот Обобщение и распространение опыта Дистанционные курсы « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Вебинары, семинары, к урсы Сертификат, свидетельство Не проведено Конкурсы « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Вебинары, семинары, к урсы Сертификат, свидетельство Не проведено, не найдены ГМО « Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. » Участие в ГМО Протокол, приказ Не проведено, не было в планах РМЦ Отчет по выполнению Индивидуального плана профессионального развития педагога Козел Галины Александровны Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.   Формировать у детей интерес к математике, с помощью интересных заданий и игр,   способствовать  развитию у детей внимания, сообразительности Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач: - Проанализировать психолого- педагогическую литературу по данной теме. - Исследовать эффективность  использования  игровых приемов в процессе  формирования элементарных математических  представлений у дошкольников. - Разработать картотеку игр по  формированию элементарных математических представлений для детей. - Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени. - Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные  способности; коммуникативные навыки. -   Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться. . Работа с детьми I. Организационно- диагностический сентябрь 1. Исследования количественных  представлений: -   «Зажги огоньки». -   « Сосчитай сколько раз хлопну ». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах; -   «Геометрическая мозаика». -   «Сложи узор». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве; -   « Покажи какой предмет слева от меня». -   «Где лежит игрушка? »  ( на верхней, средней, нижней полке) . 4. Исследование ориентировки во времени-   «Обозначений части суток». - «Обозначений времени, как  «вчера»,   «сегодня»,   «завтра» Выявить уровень знаний детей по данной теме.  ( В ходе ОД, режимных моментах) Проведение мониторинга октябрь 1. Игры с цифрами и числами-   «Назови скорей». -   «Столько же». -   «Какая цифра спряталась». -   «Соедини цифры с нужным количеством». Формировать  у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность,   математическую речь. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей. ( В ходе ООД, режимных моментах)  Картотека игр и игровых упражнений по изучению порядковых и количественных числительных. Н оябрь- Игра  «Кто быстрей? »  ( Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку) . - Игра  «Считай дальше». -   «Путаница». -   «Соседи числа». -   «Фигура по описанию». Формировать  у детей понятие о порядковом счёте. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность,   математическую речь. Д екабрь 3. Ориентировка в пространстве. Ориентировка с помощью  слуха: -   «Где звенит колокольчик? ». -   «Угадай, кто позвал». -   «Найди место, где звенел колокольчик»-   «Быстро или медленно? ». Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений. Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками. ( В ходе ОД, режимных моментах)  Фото – выставка для родителей  «Изучаем  математику ». январь Ориентировка в пространстве относительно предмета( впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета) . -   «Поставь стул справа от стола, за столом, перед столом…». -   «Что находится справа от? ». - «Где находится шкаф, стул…. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.   Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками. ( В ходе ОД, режимных моментах)   Итоговое занятие «Игры и игровые упражнения в  формировании элементарных математических представлений » февраль Ориентировка относительно себя- назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. -   «Найди игрушки». -   «Куда пойдешь, что найдешь». -   «Покажи флажком вперёд, направо. ». - «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя. Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками. ( В ходе ОД, режимных моментах)  Обновление содержания уголка  занимательной математики  настольн о- печатными играми. М арт 4. Ориентировки во времени ( части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года) . - Составление рассказа по картине  «Режим дня»- Беседа:   «Наш день». - Беседа:   «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»  Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени ( части суток; вчера, сегодня, завтра) . Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме. Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками. ( В ходе ОД, режимных моментах)  Изготовление  дидактических игр по математике А прель- Заучивание стихотворения ( Е. Стеквашова)   «Неделя»- Словесная  дидактическая игра  «Веселые деньки». - Отмечаем разноцветными кружками дни недели. -   Дидактическая игра  «Какое время года»  Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени ( дни недели, времена года) . Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме,   сформировать  привычку отмечать дни недели цветными кружками. Способствовать формированию  дружеских взаимоотношений со сверстниками. ( В ходе О Д, режимных моментах)   III. Заключительная часть М ай 1. Исследования количественных  представлений: -   «Зажги звёзды». -   « Сосчитай сколько раз хлопну ». 2. Исследование знаний о геометрических фигурах; -   «Геометрическая мозаика». -   «Почини коврик». 3. Исследование умения ориентироваться в пространстве; -   «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за ». -   «Где лежит игрушка? »  ( на верхней, средней, нижней полке) . 4. Исследование ориентировки во времени-   «Обозначений части суток». - «Обозначений времени, как  «вчера»,   «сегодня»,   «завтра» Проверить уровень  сформированности  знаний детей по теме самообразования. Проведение мониторинга Таким образом, дидактические игры, как способ может стать основой формирования математических способностей ребенка. В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию математических способностей, способствуют улучшению умственного развития ребенка. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем, в новых для них условиях школьной жизни. Работа с родителями сентябрь Сообщение  « Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе»  на род. с обрании. Индивидуальные беседы о результатах диагностики октябрь Помощь родителей в приобретении настольно- печатных игр. Консультация «Как организовать игры детей дома с  использованием занимательного материала » ноябрь Папка- передвижка «Игры для развития элементарных  математических представлений дома » декабрь Помощь родителей в приобретении настольно- печатных игр. Консультация «Как организовать игры детей дома с  использованием занимательного материала » январь Консультация  « Использование  игровых шуток в свободное время» февраль Папка- передвижка  « Математика- это интересно » март Выставка  « Математические  игры для дошкольников» апрель Самореализация Сентябрь- апрель Актуальность темы « Использование дидактических игр, как  способ формирования математических способностей » май Отчет по теме самообразования на итоговом пед. совете. Изучение методической литературы В. П. Новикова  « Математика  в подготовительной группе», программа  «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, А. М. Леушина « Формирование элементарных математических  представлений у детей дошкольного возраста». И. А. Помораева, В. А. Позина «Задания по  формированию элементарныхматематических. Подготовительная группа. Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления  математических представлений. Их можно  использовать как в работе с подгруппой детей, так и индивидуально. Игры по разделу  «Количество и счет» «Найди пару» «Какое число я задумала» «Не смотри »( счет на ощупь) «Назови число на единицу больше меньше». «Сколько нас без одного»  ( обратный счет, «Какие числа пропущены» «Назови соседей» « Который по счету» «Оживи картинку»  - здесь детям даю картинку с написанными примерами и  предлагаю  раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат  определенному цвету. Игры на закрепление знаний о цифрах «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди  предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». «Нарисуй что- нибудь с  использованием цифр »  - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой- нибудь другой  предмет, что  развиваю фантазию детей. «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками,   используя свое тело. Игры на закрепление знаний о величине «Шары»   развитие  и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине ( больше — меньше, толще, длиннее, короче) . «Наведем порядок»,   «Сломанная лесенка»,   «Матрешки»,   «Три медведя» На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины ( длине и ширине) : «Найди пару»,   «Завяжем куклам бантики» «Помоги деду Морозу»   использование  промежуточного средства — мерки — при  определении высоты предметов. Работая по разделу  «Измерение величины»  вместе с обычными, всем известными методами  использую такие игры,   как: измерить шагами, пальцами, условной меркой. Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах «Домино»  дети учатся находить среди многих одну  определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах. «Найди  предмет такой же формы »  - з десь дети учатся выделять по форме конкретные  предметы  из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. «Пара слов»  = например: я говорю  детям: круг – дети называют  предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и  наоборот: я называю  предмет, а дети называют форму. «Какая фигура лишняя»  - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя. «Найди крышку для каждой коробки»,   «Подбери заплатку», « Колумбово яйцо»,   « Танграм », «Блоки Дьенеша ». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти. «Геометрическое лото»  - здесь перед ребенком геометрические фигуры – красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и др. Предлагается  положить на стол желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат. Далее  ответить:   «Какая фигура осталась? » В ыбрать для нее место и назвать, где она лежит. «Кодирование фигур». «Сосчитай сколько треугольник, кругов». Использую  на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания.   Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание  усложнялось:   предлагала  составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек ( используя угол стола) . Игры на  развитие пространственных представлений «Что изменилось? » «Что где находится? » «Поможем Зайке найти дорожку к домику» «Что получилось? »  - дети закрепляют умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки. «Рисуем платочки»  - дети повторяют узор. Сравнивают получившиеся узоры. Находят ошибки. Под влиянием правильно организованной познавательной деятельности у детей  развиваются  умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность. С помощью игр по формированию  математических представлений, дети войдут в мир  математики, и обучение не покажется им трудным и скучным. Математические  игры являются эффективным  дидактическим средством. Они способствуют  развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка» Консультация для родителей Тема: «Играйте вместе с детьми» Подготовила: Воспитатель Козел Г. А. Родители знают, что дети любят играть,  поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки и игры. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.      Другие родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.     Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.     С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.    Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.   Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто- то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры- организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить «главную роль» по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих,  растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность  близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игр  по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Что бы игра для ребенка( да и для взрослого, который,  скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок( даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой- то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего » быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться- пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении»- восторгу нет предела. Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.     Приобретая игру  важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры  на «девчоночьи» и на « мальчишечьи ». Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.   Игры: «лото», «домино», «парные картинки», открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игру,  и он знает, как в неё играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игра  становится неинтересной. Здесь нужна помощь старши х- подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка» Консультация для педагогов Тема: Игровые методы и приемы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Подготовила: Воспитатель Козел Г. А. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Василий Александрович Сухомлинский. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: ( действия в перекладывании, подборе) и мыслительным( обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения) . Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами. Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры. Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множе ств пр едметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических( количественных, пространственных, временных) представлений детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами. 2. Игры путешествие во времени. 3. Игры на ориентировке в пространстве. 4. Игры с геометрическими фигурами. 5. Игры на логическое мышление. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач, развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Хочется остановиться на развлечениях. К математическим развлечениям относятся: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны по форме отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки могут быть арифметическими( угадывание чисел) ( ПОКАЗ КАРТОЧКИ) Геометрическими( разрезание бумаги, сгибание проволоки, буквенными( анаграммы, кроссворды, шарады) . Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. Например: Расставил Андрюшка   В два ряда игрушки.   Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Ёж и лягушка. Сколько игрушек Р асставил Андрюшка? ( Ответ: 6) Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, " Приходите все на чай! " Сколько чаек, отвечай! ( Ответ: 10) Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? ( Ответ: положить ее на угол стола) Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? ( Ответ: 2кг) У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? ( Ответ: 4) Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношений. C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетается с движениями. Кроме того с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия. Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из- за стола. На занятиях по математике даются комбинированные упражнения, вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы, улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук, плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в чередовании с ходьбой. Заканчивается физкультминутка ходьбой в медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние, необходимое для продолжения занятия. В дошкольных учреждениях на занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковую гимнастику делят на: самомассаж кистей пальцев рук; упражнения за столом; пальчиковые игры; упражнения для активации работы мышц глаза; игры со счетными палочками; игры с пластилином; игры с бумагой; игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами; игры – манипуляции( «Ладушки», «Сорока») ; cюжетные пальчиковые игры( «Распускается цветок») ; пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой; пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук( «Моем руки под струей горячей воды») ; театр в руке( «Сказка»- дети обыгрывают персонаж сказки) . Использовать их можно не только во время нод, но и в течение дня. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие головного мозга. Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать вывод, что игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей способностей математических, творческих и др. Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и когда угодно. Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому я рекомендую воспитателям использовать игры в процессе обучения детей.

Оставить комментарий: