картотека дидактических игр по экологии
Документы для скачивания
Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет 854075351155 «Где снежинки? » Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? ( Зима, ранняя весна, поздняя осень) . «С какой ветки детки» Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки»- ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. «Прилетели птицы» Дид. задача: уточнить представление о птицах. Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? ( мухи) А мухи это кто? ( насекомые) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. «Когда это бывает? » Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы. Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. «Звери, птицы, рыбы» Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных, , птиц, рыб. Материалы: мяч. Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и быстро отвечает( название любой птицы) . Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. ( называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя) . «Угадай, что где растет» Дид. задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Материалы: мяч. Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому- нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. «Весной, летом, осенью» Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений( например, нарцисс, тюльпан- весной) ; золотой шар, астры – осенью и т. д. ; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение. «Сложи животное» Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. Материалы: картинки с изображением разных животных. ( каждое в двух экземплярах) . Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. Что из чего сделано? Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет. Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик. , ключ и т. д. Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. Угадай- ка. Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку- отгадку. «Съедобное – несъедобное» Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку- отгадку съедобного гриба в корзинку «Назови три предмета» Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы Ромашка, роза, василек. Цветочный магазин. Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах. «Четвертый лишний» Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых. Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: заяц, еж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью( шмелю…пчеле…таракану) . Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. «Чудесный мешочек» Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Материалы: мешочек. Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается. «Полезные – неполезные » Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты. Материалы: карточки с изображением продуктов. Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т. д. «Узнай и назови» Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений. Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое- нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет( болото, луг, овраг) . Например, ромашку аптечную( цветы) собирают летом, подорожник( собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет( 2- 3 рассказа детей) . «Что я за зверь? » Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию. Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2- й вариант: отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя. «Назовите растение» Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях. Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения( третье справа или четвѐртое слева и т. д. ) . Затем условие игры меняется( «На каком месте бальзамин? » и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещѐ отличаются растения друг от друга? На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ? «Кто где живѐт» Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания. Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных( нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д. ) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребѐнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. «Летает, плавает, бегает» Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы. Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей»- изображают полѐт птицы. «Береги природ» Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы. Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдѐт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д. «Цепочка» Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребѐнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка»- животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызѐт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д. «Что было бы, если из леса исчезли…» Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Я знаю» Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребѐнку мяч и называет класс объектов природы( звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребѐнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет( например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. «Что это такое? » Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление. Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо»- овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. «Узнай птицу по силуэту» Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица. Живое – неживое. Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети- машут руками, если предмет неживой природы- приседают. «Чьи детки» Дид. задача: Закрепить знания о домашних животных, их детѐнышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображения детѐнышей с картинкой большого животного. Игровое правило: Ставить карточку с изображением детѐныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а так же после того, как правильно назовѐшь детѐныша. Игровые действия: Звукоподражание. Найти детѐныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным. Ход игры: До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детѐнышей. Дети упражняются в звукоподражании. Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котѐнок? Будем сейчас играть. Посмотрите( на фланелеграфе лежит полоска зелѐной бумаги – это полянка) , какая красивая лужайка! Здесь будут ходить животные. Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детѐнышей. А вы будете находить того детѐныша мама которого будет гулять на лугу и звать его к себе. Картинку будете ставить только после того как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла. . . . . ( пауза, дети называют) . Корова. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф и спрашивает: Как она зовѐт своего сынка? Му- му- му! - хором произносят дети, рассматривая свои картинки. У Вовы телѐнок, он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой и ставит еѐ рядом. Кто прибежал к своей маме, Вова? – спрашивает воспитатель. Телѐнок. – отвечает ребѐнок. Правильно, дети? Да! – подтверждают они. Так поочерѐдно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. Громче, дети! Иначе не услышит козлѐнок свою маму. Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки: бе- бе- бе( гав- гав- гав, мяу- мяу- мяу, хрю- хрю- хрю…. . ) после того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному. Гуляет по лужку коров с телѐнком, свинья с поросѐнком и т. д. ( при этом воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенк ом, поросѐнк ом и т. д. после того как мамы найдут своих детѐнышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному. Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой – детѐныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детѐнышей, подбегают оба к столу и кладут рядом свои картинки с изображениями. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно заканчивать. «Четвертый лишний» Дид. задача: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. Материал: карточки с разнообразными объектами. Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты «Где спрятался зайчик! » Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. Правила игры: назвать растение можно только после описания какого- либо признака поочередно. Ход игры: Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое- либо растение( Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение( если затрудняется, то воспитатель помогает) . Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1- й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол»( Ответы детей 1- й подгруппы) , 2- й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми»( Отвечают дети 2- й подгруппы) . И т. д. Загадки- описания идут, пока не догадается одна из подгрупп. «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей- картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте( овощи с огорода и т. д. ) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие. «Путешествие под водой» Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания. Материал: Большие карты- лото с картинкой какого- либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т. д. Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема. «Рассели животных по домам» Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли( иллюстрации) . Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т. д. Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т. д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф. «Что в корзинку мы берем» Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок. Ход игры. У одних детей- картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте( овощи с огорода и т. д. ) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие. «Вершки – корешки» Дид. задача: учить детей составлять целое из частей. Материалы: два обруча, картинки овощей. Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. ( в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди! », нужно найти пару. Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»- «земля» и т. д. Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»- животное, обитающие на земле; на слово «вода»- обитателя рек, морей, озер и океанов. «Угадай, что в мешочке? » Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р. Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? , играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки. «Природа и человек» Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. «Выбери нужное» Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Материалы: предметные картинки. Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый»- это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный»- вода, росса, облако, туман, иней и т. д. «Где снежинки? » Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Ход игры: Вариант№ 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор. Вариант№ 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? ( Зима, ранняя весна, поздняя осень) . «С какой ветки детки? » Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников. Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки»- ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. «Прилетели птицы» Дид. задача: уточнить представление о птицах. Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? ( мухи) А мухи это кто? ( насекомые) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. «Когда это бывает? » Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы. Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. « Звери, птицы, рыбы» Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных, , птиц, рыб. Материалы: мяч. Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и быстро отвечает( название любой птицы) . Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. ( называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя) . «Угадай, что где растет» Дид. задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Материалы: мяч. Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому- нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. «Весной, летом, осенью» Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений( например, нарцисс, тюльпан- весной) ; золотой шар, астры – осенью и т. д. ; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность. Материалы: мяч. Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение. «Сложи животное» Дид. задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках. Материалы: картинки с изображением разных животных. ( каждое в двух экземплярах) . Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. «Что из чего сделано? » Дид. задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет. Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик. , ключ и т. д. Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. «Угадай –ка» Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку- отгадку. «Съедобное – несъедобное» Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку- отгадку съедобного гриба в корзинку. «Назови три предмета» Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов. Материалы: мяч. Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы Ромашка, роза, василек. «Цветочный магазин» Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Материалы: лепестки, цветные картинки. Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах. «Четвертый лишний» Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых. Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово: заяц, еж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью( шмелю…пчеле…таракану) . Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. «Чудесный мешочек» Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. Материалы: мешочек. Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается. «Полезные – неполезные» Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты. Материалы: карточки с изображением продуктов. Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т. д. «Узнай и назови» Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений. Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое- нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет( болото, луг, овраг) . Например, ромашку аптечную( цветы) собирают летом, подорожник( собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет( 2- 3 рассказа детей) . «Что я за зверь? » Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию. Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2- й вариант: отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя. «Назовите растение» Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях. Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения( третье справа или четвѐртое слева и т. д. ) . Затем условие игры меняется( «На каком месте бальзамин? » и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещѐ отличаются растения друг от друга? На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ? «Кто где живѐт» Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания. Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных( нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д. ) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребѐнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. «Летает, плавает, бегает» Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы. Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей»- изображают полѐт птицы. «Береги природу» Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы. Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдѐт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д. «Цепочка» Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребѐнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка»- животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызѐт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д. «Что было бы, если из леса исчезли…» Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Ходят капельки по кругу» Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе. Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. ( Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – еѐ детки капельки, им пора отправляться в путь. ( Музыка. ) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весѐлыми ручейками. ( Капельки составят ручей, взявшись за руки. ) Встретились ручейки и стали большой рекой. ( Ручейки соединяются в одну цепочку. ) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в океан( дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу) . Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лѐгкими, потянулись вверх( присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. «Я знаю» Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребѐнку мяч и называет класс объектов природы( звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребѐнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет( например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. «Что это такое? » Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление. Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо»- овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы. «Узнай птицу по силуэту» Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица. «Живое – неживое» Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети- машут руками, если предмет неживой природы- приседают. «Чудесный мешочек» Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах( животные, овощи, фрукты и т. д. ) . Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. 679450- 191135 Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.