план работы мини-музея народы Ханты и Манси
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Ёлочка» Перспективный план работы мини- музея «Народы ханты и манси » г. Нижневартовск Перспективный план работы мини- музея «Народы ханты и манси» Цель: формировать у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, по знаком ить с жизнью и бытом коренных народов Севера, проживающих в Ханты- Мансийском автономном округе. Задачи: формирование представлений о Нижневартовске, как о родном городе; овладение знаниями о родном крае на основе приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории Ханты- Мансийского автономного округа; формирование толерантного отношения к другой культуре, его представителям; формирование у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира Ханты- Мансийского автономного округа; формирование представления о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; обобщение знаний детей о своем городе, его истории, людях. № п/ п Месяц Тема Цель 2 младшая группа 1 Октябрь «Что такое музей? » Дать детям представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, которые принадлежат народу. Помочь почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей. 2 Ноябрь «Мо й- Нижневартовск » Знакомить с родным городом- символикой, достопримечательностями. 3 Декабрь «Мир старинных вещей» воспитывать интерес к быту, обогащать сло варь названиями предметов быта, упряжка, нарты, лук со стре лами, бубен Беседа по теме «Детские обязанности», «Предметы быта». 4 Январь «Растительный мир тайги» Показать разнообразие растительного мира нашего края от климатических условий. Дать понятие о растениях, как части живой природы. 5 Февраль «Священные животные ханты и манси» 6 Март «Хантыйский фольклор», Познакомить с устным народным творчеством – хантыйскими пословицами, поговорками, сказками и сказаниями, народными песнями. Ч тение известных хантыйских сказок «Кот», «Мальчик Идэ », «Ермак», «Нарты с золотом», «Мышка» и др. 7 Апрель « Хантыйские народные игры» Понакомить детей с хантыйскими народными играми( « Хэйро », « Льдинки, в етер и мороз», «Каюр и собаки», «Ловля оленей» и др) . Средняя группа 1 Октябрь «Растительный мир тайги» Показать разнообразие растительного мира нашего края от климатических условий. Дать понятие о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произрастания, строением растений. . 2 Ноябрь «Ханты и манси –к оренные жители Югры» Формировать представление детей о духовной жизни коренных жителей Сибири. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам 3 Декабрь «Одежда коренных народов крайнего Севера» Познакомить детей с национальной одеждой ханты и манси, с некоторыми видами орнамента, которыми украшают свою одежду, обувь, предметы быта. Развивать художественное восприятие посредством мансийской сказки. Воспитывать положительное отношение к культуре коренных народов Сибири 4 Январь «Традиционное переносное жилище- ч ум» Формировать представление о жилых постройках коренных народностей нашего края. Показать последовательность установки чума, особенность его конструкции, порядок расположения семьи в чуме. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к жизни и традициям коренных народов Севера. 5 Февраль «Путешествие по Югре». Закрепить у детей знания о животном и растительном мире тайги, взаимосвязи растений и животных. Познакомить детей с новым орнаментом пупи хур «изображение медведя». Закрепить знания о традиционном укладе жизни народов ханты и манси. Развивать мышление, речь. Прививать интерес к традициям коренных народов Севера. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родному краю 6 Март «Вороний день», Продолжать знакомить детей с укладом жизни коренных народов Севера- х анты и манси. Совершенствовать нравственную культуру путем знакомства с традициями народов ханты и манси. 7 Апрель «Мудрости таежной природы» На примере народных традиций показать особое отношение ханты и манси к животным, растениям. Развивать интерес к хантыйским сказкам. Старшая группа 1 Октябрь « Югра- мой дом родной» дать представление о родном крае, его особенностях, символике, основном виде труда ( добыча нефти) . Беседа по теме «Музей», «Родной край», «Нефть- черное золото» 2 Ноябрь « Мо й- Нижневартовск » продолжать знакомить с родным городом- символикой, достопримечательностями. 3 Декабрь «В гостях у бабушки» дать первоначальные сведения об истории коренных народов Севера: быте, обычаях, труде; . Беседа по теме «Кто такие «Ханты и манси», «Труд коренных народов Севера» 4 Январь «Труд коренных жителей Югры» дать представление о традиционном труде ханты и манси – рыболовство, охота, разведение оленей, ведение домашнего хозяйства. . 5 Февраль «Мир старинных вещей» воспитывать интерес к быту, формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта, музыкальных инструментов: упряжка, нарты, лук со стре лами, бубен( пензер, чум и др. Беседа по теме «Труд мужчин ханты», «Труд женщин ханты», «Детские обязанности», «Олени – первые помощники хантов », «Предметы быта». 6 Март «Традиции и праздники коренных народов Севера ханты и манси» Продолжать знакомить дете й с праздниками народов Севера «Медвежий праздник». 7 Апрель Национальная одежда, обувь и украшения» продолжать знакомить детей с особенностями национальной одежды ханты и манси ( из чего изготовлена, как украшена) . Беседа по теме «Праздники народов ханты», «национальная женская одежда», «национальная мужская одежда», «Украшения женщин и мужчин», «Обувь» Подготовительная группа 1 Октябрь «Путешествие по Югре» Закрепить у детей знания о животном и растительном мире тайги, взаимосвязи растений и животных. Познакомить детей с новым орнаментом пупи хур «изображение медведя». Закрепить знания о традиционном укладе жизни народов ханты и манси. Развивать мышление, речь. Прививать интерес к традициям коренных народов Севера. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родному краю. 2 Ноябрь «Река Обь- с амая многоводная река Югорского края Углубить представление детей об Оби, её пути по территории Югорского Края, . Нижневартовска; о реках, впадающих в неё; о причинах строительства по берегам древних и современных городов, деревень. Формировать представление об Оби как о реке- красавице, реке- труженице. 3 Декабрь «Природные богатства нашего края» Расширять и обогащать знания детей о родном крае. Дать элементарные представления о полезных ископаемых- н ефти и газе. Помочь детям узнать свойства нефти и газа. Учить объяснять причины и результаты наблюдаемых явлений. 4 Январь «Растительный мир тайги» Уточнить с детьми представление о том, что лес –э то сообщество разных растений и животных. Показать разнообразие растительного мира нашего края от климатических условий. Дать понятие о растениях, как части живой природы, познакомить с условиями произрастания, строением растений. . Приобщать детей к заботливому, бережному отношению к растительному миру. 5 Февраль «Священные животные ханты и манси» Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Подвести к пониманию того, что все традиции направлены на сохранение природы. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам 6 Март «Вечера долгие, руки умелые» Продолжать знакомить детей с декоративно- прикладным искусством и промыслами народов ханты и манс и( ткачество, плетение) . Беседа по теме «Узоры коренных народов севера», «Зачем нужны ремесла? » 7 Апрель «Хантыйский фольклор», « Хантыйские народные игры» Продолжить знакомить с устным народным творчеством – хантыйскими пословицами, поговорками, сказками и сказаниями, народными песнями. Знакомить детей с хантыйскими народными играми( « Хэйро », « Льдинки, в етер и мороз», «Каюр и собаки», «Ловля оленей» и др) . Чтение известных хантыйских сказок «Кот», «Мальчик Идэ », «Ермак», «Нарты с золотом», «Мышка» и др.