Образовательная деятельность«Музей кукол»
Документы для скачивания
«Музей кукол» Программное содержание: Привлекать внимание детей и родителей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма( сарафан, платок, фартук) , видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной. Развивать фантазию, мышление, внимание. Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, тряпичная, сундук, ткань, нитки. 1. Организационный момент. Гости – родители и дети – входят в музей детского сада. Здесь их встречает Хозяйка ( воспитатель) в русском народном костюме, приветствует их поклоном и словами: - Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Гости званные и желанные! Рада вас видеть в моей горнице. Хорошим гостям и хозяюшка рада. ( Входят дети и родители) Хозяйка, обращаясь к ним: - Пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома! А мы вас поджидаем и без вас не начинаем. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. ( Дети и родители рассаживаются вокруг стола) . Хозяйка: - Давайте, гости дорогие, сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все увидят, ушки все услышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает. 2. Основная часть Хозяйка: - Я сегодня приглашаю вас в музей. Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется- музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы. Первая кукла, о которой сейчас я вам расскажу, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется- Япония. Много лет назад в Россию из далёкой страны- Японии привезли деревянную фигурку- старичка. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья( показ фото) . Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем- Матрёной. Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? М атре шку( Показ фото) . Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски, такие как: красная, желтая, синяя. Хозяйка: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки. Физминутка «Веселые матрешки» под муз. с опровождение Хозяйка: А сейчас я вам загадаю загадку: Знаменита деревушка Яркой глиняной игрушкой. Веселит, ласкает взор Пёстрый радужный узор: Клетки, кольца, завиточки, Змейки, ленточки и точки! Просто загляденье! Всем на удивление! Хозяйка: - Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке. - Это дымковская кукла! Хозяйка: К укла называется дымковской, потому что о на вылеплена в селе- Дымково. Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое. Хозяйка: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? ( нет. ) Почему? Дети: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться. Хозяйка: А давайте поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле( показ) Хозяйка: Ребята, почему она так называется? Дети: Потому что кукла сделана из тряпочек, обрезков ткани. Хозяйка: Существует очень много видов тряпичных кукол. В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на скамейке, в сундуке кукла сидит во все стороны глядит. - И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. - Самая первая кукла? «Коллодия»- С ней связана особая история. Д авным- давно был обычай приносить женщин в жертву языческим богам, но однажды кому- то пришло в голову сделать подмену. Взяли березовое полено, нарядили его в цветастый платок и сарафан и отдали богам вместо живой женщины. Так эта подмена спасла жизнь женщине и стала пер вой куклой- игрушкой для богов. - С тех пор стали делать такую куклу в Новый год и приносить в дар Морозу, т. к. все знали, насколько опасны весной заморозки, и во время праздника, чтобы задобрить Мороз, березовое полено, облаченное в цветные лоскуты, раздевали, сжигали и приговаривали: Мороз, мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной жито, пшеницу, Всякую пашницу. - Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица, потому что п о старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. - Такую безликую куклу называли « берегиней ». - Ребята, а вы знаете, что такое оберег? ( Оберег- это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом) . - Люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому- то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. - Еще есть куклы- обереги которые предназначались для людей. - К укла « Пеленашка »( показать) . - Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя в се напасти, угрожавшие младенцу. - Кукла « Утешница »( показать) . Когда ребенок болеет, то он капризничает, плачет. Чтобы его успокоить делалась кукла Утешница. Пока ребёнок болел, кукла находилась у него. Кукла Утешница была не только оберегом, но еще и сладким гостинцем, т. к. на не е навешивались конфеты, бублики. - Кукла «Травница- кубышка »( показать) . Это целительная кукла- хозяюшка. Наши предки использовали её для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний, так как основе этой куклы юбка- мешок, наполненный лекарственными тр авами. Пальчиковая игра «Моя семья» Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик- бабушка, Этот пальчик- папочка, Этот пальчик- мамочка, Этот пальчик- я. Вот и вся моя семья. 3. Практическая часть. Хозяйка: - Наши пальчики к работе готовы. А теперь милости прошу в мою светлицу( все проходят и садятся за столики и стулья) . Хозяйка интересуется у гостей, нравится ли им у нее в горнице, и обращает их внимание на стоящий на столе сундучок: А хотите узнать, что в нем лежит? Сундучок это не простой, а с секретом. Хозяйка: А кто из вас, что же нам необходимо для работы? рассказывает последовательность изготовления куколки- А теперь, ребята, давайте возьмем из нашего волшебного сундучка все необходимое для работы ( дети выбирают кусочки ткани, ленточки, кусочки ваты) . Работа в парах( звучит русская народная мелодия) . По ходу работы Хозяйка дает комментарии того, что происходит за рабочими столами. Хозяйка: - Что ж, наша работа закончена. А теперь давайте возьмем наших замечательных кукол, встанем все вместе в круг и полюбуемся на них. Куколки получились такими красивыми, потому что вы работали вместе с нашими гостями, вместе с ними вложили в каждую куколку тепло своих рук. - Какие замечательные получились куклы: яркие, красивые! Пусть они украсят ваш дом и будут напоминать о нашей встрече. Пусть изготовление тряпичных куколок станет вашим любимым семейным занятием. До новой встречи!