Конспект непрерывно - образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности от 5 до 6 лет на тему «Русская изба»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Кузнецка Конспект непрерывно- образовательной деятельности в группе ком пенсирующей направленности от 5 до 6 лет на тему «Русская изба» Подготовил: воспитатель Дудкина А. Н. г. Кузнецк 2020 Цель: Знакомить воспитанников с народной культурой Пензенского края. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» Формировать у воспитанников представление об историческом прошлом родного края через историю вещей. Познакомить воспитанников с особенностями убранства комнат в русской избе. Подвести к пониманию символики украшений жилища, предметов домашнего обихода. Поддерживать познавательный интерес в детях. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Закреплять знания о русской народной одежде. Развивать творческие способности детей в процессе изготовления предметов домашнего обихода и их украшений. Образовательная область «Речевое развитие» Формировать умение воспитанников отвечать на вопросы полным ответом, умение слушать внимательно. Обогащать словарный з апас новыми словами. Развивать речевой аппара т, з акреплять в словах произношение поставленных звуков. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия. Предшествующая работа: Дидактическая игра" С обери дом" , " Составь узор" ; посещение музея с родителями, просмотр мультф ильма" Сказка о рыбаке и рыбке" , чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Материал и оборудование: ТСО, макет русской печи, ухват, кочерга, чугунок, полотенце( рушник) , деревянные ложки, белые листы( формат А4) , акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, стаканы с водой. Ход Н ОД: Воспитанники входят в музыкальный зал, оформленный в стиле" русская изба" , с элементами кухонной утвари. Воспитатель обращает внимание детей на куклу в русском народном костюме. Воспитатель: - Обратите внимание, нас встречает хозяйка избы. Опишите, во что она одета? ( Ответы детей) . Правильно. На ней надет длинный сарафан с вышивкой, н а голове атласная лента, на ногах лапти. Так раньше одевались русские девушки. А женщины носили платки на голове. Мужчины носили рубаху- косоворотку и широкие штаны. На голове картуз( кепка) или шапку- ушанку. Игра" Одень куклу" - Перед вами на столе лежат элементы русской народной одеж ды. Подберите наряд для кукол и оденьте их. Девочки одевают хозяюшку, а мальчики- хозяина. Воспитатель: - А сейчас мы узнаем, с помощью каких предметов вели хозяйство хозяин и хозяюшка. ( Переходим к просмотру слайдов) Воспитатель: - Обратите внимание, как изба была обустроена внутри. Показ слайда 1: Внутреннее убранство дома. - Как вы думаете, сколько комнат было в избе? ( ответы детей) . - Расскажите, к акая обстановка здесь? - Что, по вашему мнению, являлось главной частью избы? ( ответы детей) ( Воспитатель обращает внимание воспитанников на печь) . Воспитатель: - Подойдите ближе. Это русская печь. Как говорили о ней в старину? ( ответы детей) . «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». - Почему так говорили? ( ответы детей) - Что стоит у печи? ( кочерга, ухват, чугунок) . Для чего они нужны? ( ответы детей) . В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. - Чем освещали избу? ( ответы детей) . Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. А малые детки играли рядом. - И мы с вами поиграем. Пальчиковая игра «Новый дом» Тук- тук- тук, тук- тук- тук( Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок) Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, ( Ставят рядом ладошки «стены») Есть окошко в доме том. ( Ставят указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей ») Есть ещё одно повыше, ( показывают выше это же движение) Есть труба вверху на крыше. ( Мизинец отставляют в сторону – «труба») Дом готов, зовём гостей: ( Показывают оба указательных пальца) «Проходите поскорей! »( Делают приглашающий жест рукой) Показ слайда 2: Прялка и семья около печи. Воспитатель: - В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. Показ слайда 3: Самовар и семья за столом, лавки, сундук. Воспитатель: - Вот большой деревянный стол. Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель: - Это лавки. Почему они такие длинные и широкие? ( на них сидят во время обеда, а ночью на лавках спят) . А это сундук. Что в нем хран или? ( одежду) . Воспитатель: - В каждой избе обязательно имелся красный угол. Что означало в старину слово «красный»? Красивый, главный, торжественный. В красном углу вис ели иконы. Здесь же сто яли стол и лавки. В красный угол сажали гостей. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Показ слайда 4: Полотенца, кружева Воспитатель: - Изнутри дома часто украшали рисунками, кружевами. Все орнаменты имели свое значение: они обозначали лад и порядок в семье, доме, желали хозяевам добра многочисленного семейства. - Большое значение для украшения дома было полотенце. Полотенца были разные, в зависимости от того, как и где их использовали. Мы с вами уже знаем, что вышивка – один из самых любимых видов народного искусства. Показ слайда 5: Растительный и геометрический орнамент. - Вышивали растительным или геометрическим орнаментом. Растительный орнамент – это те цветы, травы, которые мастерица видела вокруг себя и переносила их красоту на предметы, которые хотела украсить вышивкой. Геометрический орнамент чаще встречается в вышивке полотенец. Здесь мы видим разные фигуры, и почти каждая фигура что- то обозначает: квадрат с точкой посередине – землю, засеянное поле; круг – это солнце; волнистая линия – вода. Узор красиво располагается на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжение всей линии орнамента. Узор простой, но ярко выделяется на белом полотне, потому что мастерицы использовали сочные цвета. Воспитатель: - А сейчас вы сами придумаете орнамент и украсите ваши полотенца. У вас на стол ах белая бумага, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти. Но полотенца ничем не украшены. - Придумайте свой орнамент и изобразите его. Не забудьте, что один и тот же элемент узора повторяется на пр отяжение всей линии орнамента. Самостоятельная работа воспитанников. Воспитатель: - Какие разные и красивые полотенца у вас получились! Используемая литература: 1. Купецкова В. Ф. , Петроченко Н. В. Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам. Методическое пособие. Пенза: ГАОУ ДПО «ИРР Пензенской области». 2015 2. Гостяева В. В. , Штанчикова Л. М. , Купецкова Е. Ф «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Методическое пособие: В 2- х частях. Пенза: ГАОУ ДПО «ИРР Пензенской области». 201 9 3. Интернет источник ru. wikipedia. org