Консультация «Фитбол - гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом»
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» Консультация « Фитбол- гимнастика. Методика проведения занятий фитбол- гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом » Инструктор по физической культуре Лачинова П. А. Радужный Мяч – фитбол изобрел швейцарский врач – физиотерапевт Сюзан Кляйн- Фогельбах в 50- х годах 20 века специально для лечения больных. Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры. Фитбол- гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. ( d40- 50 см) Фитбол- гимнастика позволяет решать следующие задачи: р азвитие двигательных качеств; о бучение основным двигательным действиям; р азвитие и совершенствование координации движений и равновесия; у крепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; у лучшения функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем; н ормализация работы нервной системы, стимуляция нервно- психического развития; у лучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя; у лучшение коммуникативной и эмоционально- волевой сферы; с тимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности; р азвитие мелкой моторики и речи; а даптация организма к физической нагрузке. Размер подходящего гимнастического мяча определяется пропорциями тела занимающегося. В положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом или угол в коленном суставе должен быть немного больше прямого и составлять 100- 105°. Если рост ребенка находится в указанном диапазоне( см. таблицу) , у него длинные ноги или избыточный вес, то можно использовать мяч большего размера, который в случае необходимости легко подогнать под конкретного человека незначительным сдуванием. Наиболее часто используются мячи диаметром от 45 см до 55 см, для родителей, а также для педагогов допустимо использовать мячи диаметром 65- 75 см. Рост Размер мяча От 100 до 120 см 45 см От 120 до 150 см 55 см От 151 до 170 см 65 см От 171 до 190 см 75 см Занятия фитбол- гимнастикой могут проходить до двух раз в неделю по 30 минут. Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение. Начинать лучше с веселой и задорной игры. Это сразу поднимает настроение у малышей и настраивает их на веселое занятие. Начинается разминка с игровой гимнастики, например, под музыку Екатерины Железновой ( " Аэробика для малышей" ) . Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче. Далее занятие проходит под любую музыку ( лучше в обработке для детей) . Темп мелодий может меняться. В начале, лучше использовать мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в работу. Если ребёнок пришел в первый раз, то надо дать ему время привыкнуть к мячу, помочь правильно принять нужное положение для выполнения упражнений. Содержание занятия ( 30 минут) Оборудование: мячи по количеству человек в группе( мяч подбирается с учетом ростовых параметров) . Подготовительная часть ( 10 минут) Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами. Упражнения: • Игра под музыку ( " Аэробика для малышей" ) . • Наклоны головой вперед- назад и вправо- влево. Темп медленный. • Повороты головой направо- налево. Темп медленный. • Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний. • Наклоны туловища вправо- влево. Темп средний. • Повороты туловища направо- налево. Темп средний. •" Лестница" – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же ( плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу) . Постепенно темп упражнений можно увеличивать. • Ходьба сидя на мяче вперед- назад ( не отрывая ягодицы от мяча) . Пройти как можно дальше. Спина прямая. • Ходьба сидя на мяче вправо- влево ( не отрывая ягодицы от мяча) . Пройти как можно дальше. Спина прямая. • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола • Прыжки сидя на мяче вокруг себя ( подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу) . Основная часть ( 15 минут) Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче Упражнения стоя: • Стоя, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх- вниз ( 5- 10 раз) •" Маятник" . Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх • Ходьба по кругу, держа мяч над головой ( руки прямые) . Можно ходить по кругу, а можно" змейкой" , постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп. • Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах. • Катание мяча друг другу. • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед- назад и ( или) в право- влево. • Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые Упражнения, сидя на мяче: • Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны. • Сидя на мяче( пятки и голень как можно ближе к мячу, ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие( руки в стороны, затем постепенно поднимаясь идти назад Упражнения лежа на спине: • Лежа на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед- назад сгибая и выпрямляя ноги • Лежа на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые. • Лежа на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза. Упражнения лежа на животе: • Лежа на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища ( по возможности подниматься как можно выше) . Можно удерживать положение наверху несколько секунд. Упражнения, лёжа на мяче, на животе: •" Качалочка" . Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени. • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд. • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу. •" Самолёт" . Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд. Упражнения, лёжа на спине, на мяче: •" Звёздочка" . Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд. • Перекаты на спине вперед- назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног. •" Мостик" на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами. Заключительная часть ( 5 минут) В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом. Примерные дыхательные упражнения Дышите тихо, спокойно и плавно • И. п. : стоя, сидя, лёжа. Сделать медленный вдох через нос, пауза( кто сколько сможет, затем плавный выдох через нос ( 5- 10 раз) . • И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох ( 3- 6 раз) . Подвижные игры с фитболом" Паровозик” Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он" везёт" ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками" Гусеница" Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно" Быстрый и ловкий" Фитболы ( на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок ( победитель) . Не все упражнения и игры, приведенные выше, могут быть использованы во время одного занятия. Лучше делать тренировки разнообразными, включая в них то одни, то другие упражнения. Начинать следует с более простых упражнений и постепенно переходить к более сложным. Занятие может быть направленно на развитие одного или нескольких качеств. Важно следить за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Кроме того, следует принимать меры для предотвращения травматизма. В занятия можно включать дополнительные пособия, такие как гантели, мячи, гимнастические палки, что также разнообразит занятие и помогает решать дополнительные задачи. Важно следить за нагрузкой постепенно увеличивая её и учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Для самых маленьких ребят занятия можно проводить с участием родителей, которым будет интересно провести время с ребёнком, посмотреть чему он научился и помочь ему в выполнении сложных упражнений. Побывав на тренировках, родители смогут помочь детям продолжать заниматься в домашних условиях. И самое главное это положительные эмоции, радость и удовольствие от занятий фитбол- гимнастикой. " Золотые правила" фитбол- гимнастики: 1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот. 2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие- либо острые предметы, которые могут повредить мяч. 3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь. 4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным упражнениям. 5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт. 6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины. 7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание. 8. Выполняя на мяче упражнения, лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. 9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться. 10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей. 11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить само страховке на занятии с мячами. 12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. 13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение. 14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.