наглядный материал " Народные костюмы Поволжья"
Документы для скачивания
Национальные костюмы народов Среднего Поволжья( русские, чуваши, мордва, татары) Русский национальный костюм Женский костюм — это рубаха и сарафан или рубаха с поневой. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный. ж енский костюм завершали душегрея, либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники, шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой. шугай рубашка сарафан понева Основными частями мужской одежды были рубаха, порты, пояс, сермяга. Рубаха- косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой Порты —свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на ногах носили лапти, плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена. Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ. Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой. Татарский национальный костюм Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII- начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи- кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви. И мужчины и женщины в качестве основы своего костюма носили широкие, длинные рубахи( күлмәк) , похожие на тунику, и штаны( ыштан) , которые, как правило, изготавливались из сравнительно легких тканей. Поверх этого они одевали длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду, не имеющую застежек. Именно поэтому, обязательным элементом традиционной верхней одежды татарина являлся пояс, изготовленный из ткани, связанный из шерсти, а иногда и просто самотканый. Вообще, костюмы женщин отличались от мужских лишь массивными наносными, нагрудными и наручными украшениями и сложными головными уборами, как правило, сочетающимися с покрывалами. Мордовский национальный костюм. Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи. Чувашский национальный костюм. В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богата украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки( туттар) . Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных. left3810 Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Мужчины носили кӗпе( рубашка) , йӗм( штаны) , сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених — ҫ ул ӗк, кӗрÿ тутри( вышитый наспинный платок с бахромой) , в руке держал саламат( нагайку) . Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера. Головные уборы народов Среднего Поволжья Русский национальный головной убор В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Перевязка. Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т. п. , а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами. Венок. Разновидность обруча. Обруч декорировался как искусственными, так и живыми цветами. Кичка Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. left201295 Кокошник В отличие от повседневного головного убора( сороки или платка) , был сначала только праздничным головным убором. Татарский национальный головной убор К мужским уборам отно сится тюбетейка( тубятай) , представляющая собой неболь шую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки( бурек) , войлочные шляпы( тула эшляпа) , ритуальные уборы( чал ма) . Женские головные уб оры имели шапкообразную или калф акообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением( чяч тянкясе) . Наиболее ранними из них были шапочки с открытым верхом( тайка) и калфак шапочки с закрытым верхом( такыя, тупый) . Чувашский национальный головной убор ( Тухья, сурпан) Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы. Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор – тухья, символизирующий девственность. Тухья – шапочка – шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост. Тухья Сурпан Следующая деталь головного убора- головное полотенце( хушпу) . Мордовский национальный головной убор Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Мокшанские головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами. Панго