a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Опубликовано: 2014-12-15 10:37:19

Документы для скачивания

МБДОУ « З убово- Полянский детский сад № 3 «Ручеек» комбинированного вида» Консультация « Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » Подготовила: ст. в оспитатель Азанкова Л. А. 2014 год Знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважению к книге. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто- нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Полезно, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведешься – ума наберешься», «Хорошая книга – лучший друг». Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмо ции, дает ему прекрасные образц ы русского литературного языка. Игры с книжками. «Прятки с книжкой» Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где- нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет – наградой ему будет прочтение этой книги. «Угадай, о чем книга» Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение. « Маленькие художники » После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения. « Закончи сказку » Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки( например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой) . « Прыг – и в другой сказке » Предложите ребенку сочинить новую сказку про всем известного Колобка. Что еще могло с ним случиться? ( Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла? ) . Памятка для родителей Наполните день ребенка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками. Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом( перед сном) . Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду. Чтение перед сном Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать. Читайте каждый день Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день. Толстые книги Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями. Как научить ребенка беречь книги Не делать в книге пометок, подписей, рисунков. Не читать в о время еды. Не загибать листы, пользоваться закладкой. Класть книгу только на чистый стол. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте. Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам». Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал? Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения. Как описана природа? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения. Легкость и прочность Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой: ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – четкие и лаконичные. Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне. Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата( обычно указывается на последней странице или обложке) , ведь малыши часто пытаются грызть книгу. Веселая азбука Примерно с года( а при желании и раньше) можно читать ребенку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребенка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события. Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребенка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг- игрушек к минимуму. Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10- 15% , иначе книга может показаться скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией. Расширяем кругозор Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Оставить комментарий: