Кризис трех лет
Документы для скачивания
«Кризис трех лет» Граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных в жизни ребенка. По Д. Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения. «Я сам» В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно — манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное самообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка. Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. Р ебенка в период кризиса трех лет о тличает целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов». Первый симптом – ярко выраженное проявление негативизма. Это просто нежелание выполнять какие- то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам. В него как бы вселяется постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах, и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего- то только потому, что его об этом попросили. Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Есть еще один момент, отличающий этот симптом. Ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям. Второй симптом кризиса трех лет – это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое решение. Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до трех лет. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома. Четвертый симптом – своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них – это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему ребенку, требованиях постоянного внимания к себе. Специалисты по детской психологии, описывающие эти основные симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Некоторые психологи считают, что само явление кризиса нормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагают, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие ученые, наоборот, видят в кризисе неизбежность и находят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через негативное противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов. Неизбежность кризиса трех лет Исследования, проведенные в последние годы, позволили расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали, относится не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых личностных качеств, перестройка личности ребенка. Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. В этот период меняется и характер действия ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представления о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, непонимающего, чего хочет ребенок, вызывает у малыша бурный протест, возмущение непонятливостью старших. При этом ребенок часто толком не может объяснить, чего же, он в конце концов пытается сделать. Ему бывает трудно перевести в слова свой замысел. Обращает на себя внимание чрезвычайная настойчивость ребенка: он оказывается способным длительное время с удовольствием и упорством заниматься каким- то одним делом, отказываясь при этом от других, более привлекательных занятий и от помощи взрослых. Деятельность ребенка в период кризиса трех лет По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее. Что такое «гордость за достижения»? На третьем году жизни отношение к деятельности постепенно меняется. Под влиянием взрослого человека ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, осознавать, что пол подметается для того, чтобы на нем не было мусора, что посуда после мытья должна быть чистой, что заправлять постель нужно так, чтобы она стала аккуратной и красивой. Ребенок начинает стремиться достичь желаемого результата. Так происходит смещение акцента в предметной деятельности с процесса на результат. Теперь он становится регулятором действий ребенка. Однако результат своего действия ребенок пока еще не в состоянии оценить правильно. К тому же он привык во всем полагаться на взрослого. Взрослый для малыша – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий. Именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха, а отношение малыша к себе начинает опосредоваться достижением в предметной деятельности. Постепенно, в ходе овладения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями, ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его практических действий. На фоне положительной общей оценки взрослый оценивает действия малыша, у которого соответственно формируется конкретная самооценка. Последняя может быть не всегда положительной – ведь не все, что делает ребенок, хорошо. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста сосуществуют два вида самооценки: абсолютная, при которой он несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе доминирует у ребенка и зачастую приходит в противоречие с пропорциями, которые неизбежно возникают. Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и по сути – причина кризиса трех лет. В этом возрасте ребенок оказывается уже достаточно самостоятельным в своей предметной деятельности. Он хорошо представляет себе то, что делает, и знает, зачем это делает. И он хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность. Кризисный период, пик которого приходится на возраст от двух с половиной до трех лет, сменяется достаточно спокойным дошкольным детством. Гордость за достижение способствует развитию ребенка, создает ориентацию на общественную жизнь людей, условия для развития самосознания. Новая гамма чувств открывает возможность эмоционального познания, например, развивает потребность в сопереживании и взаимопонимании с окружающими. У ребенка развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы. Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким- то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. и отказываться от привлекательной деятельности, сопереживание настроению взрослых. Новая эпоха малыша После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по- своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо. Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального. Это возраст, когда игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает играя. Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что- то делать – бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить – переполняет дошкольника. Это возраст, когда каждый день приносит что- то новое. Малыш открывает мир: знакомиться с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле. Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, что он хочет. Поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Словом, это, наверное, самая счастливая пора детства, в которой многие писатели, поэты и художники черпали свое вдохновение. Упрямство В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по своему, желание настоять на своем и говорить «нет», когда, по их мнению, нужно говорить «да». Пик упрямства приходится на два с половиной года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Часто родители, жалующиеся на упрямство своего ребенка, забывают о заостренной потребности детей этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «я», о том, что малыш уже может иметь свое, отличное от них мнение, отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он, так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство – один из способов выражения этого несогласия. Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научить его уважать и любить других. Итак, период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок из беспомощного, полностью зависимого от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша.