Развитие речи детей раннего возраста
Документы для скачивания
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА От речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия. Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей до 4 лет. К причинам ЗРР можно отнести: недостаточность речевого общения с ребенком; неблагоприятные внешние условия( отсутствие эмоционально- положительного окружения; проблемы с нервнопсихическим здоровьем; индивидуальные особенности членов семьи: мнительность, тревожность, эмоциональная холодность со стороны матери; неприятие ребенка со стороны матери или отца; неполная семья; резкая смена стратегий воспитания) ; высокий уровень шума; пс ихические травмы: испуг, переживания из- за разлуки с родителями и др. ; травмы, инфекции, интоксикации; внутриутробная патология( инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности, токсикозы, алкоголизм, наркомания, курение матери) ; повреждения при родах( акушерская патология; асфиксии и родовые травмы; недоношенность) ; травмы черепа; наследственные факторы; иммунологическая несовместимость матери и плода. Если вы обнаружили у ребенка отставание речевого развития: проверьте, как он воспринимает жесты и мимику; обратитесь к специалистам: логопеду или дефектологу; постарайтесь больше общаться с ребенком и развивать его двигательную сферу; как можно больше разговаривайте с ребенком, проявляйте настойчивость в своем желании услышать от него слова, не удовлетворяясь получением ответа с помощью жестов; играя, проводите с ребенком специальную гимнастику по развитию и укреплению мышц речевого аппарата. Рекомендации по развитию речи детей второго- третьего годов жизни Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной. Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка. Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ребенку в этом возрасте нужно дать почувствовать, что чтение — серьезное занятие. Подбирайте для чтения книги с описанием сценок, которые может наблюдать малыш в повседневной жизни. Рассматривая иллюстрации, задавайте ребенку вопросы: «Кто это? » «Что это? » «Где? » «Что делает? » Подсказывайте, если у него возникают трудности с ответом. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки. Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ему полезные поручения по дому, а потом обязательно поблагодарите его за помощь. Совершенствуйте умение ребенка понимать смысл обращенной к нему речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с ним то, что вы видели на прогулке. Закончив игру, вспомните самые интересные ее моменты. Развивайте у ребенка потребность речевого общения со взрослыми и другими детьми, потребность передавать словами свои впечатления, пожелания, отвечать на вопросы или задавать их. Следите за развитием двигательной сферы своего ребенка. Не забывайте, что сложные движения рук и пальцев детей первых трех лет жизни напрямую связаны с развитием у них речевой функции. Поощряйте употребление ребенком различных интонаций. Уделяйте внимание жестам, которые ребенок использует в разговоре с вами. Если он использует в общении с вами множество индивидуальных, эмоциональных жестов, предпочитая заменять ими слова при объяснении чего- либо, это повод для беспокойства о качестве развития его речи. Оценивая речевые способности ребенка, сравнивайте не число слов, употребляемых вашим ребенком, со словарным запасом его сверстников, а число разных слов, произносимых им вчера и сегодня. Важна динамика пополнения словаря ребенка. При отсутствии положительной динамики необходимо обратиться к специалистам. Постепенно усложняйте задания, адресованные ребенку, по содержанию и форме. Хвалите малыша, это будет стимулировать его к освоению нового. Если вы будете следовать этим простым рекомендациям, возможно, вам и не придется обращаться к специальной помощи логопеда или дефектолога.