Консультация «Использование современных альтернативных форм и методов социально-коммуникативного развития дошкольников»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Земляничка» Консультация «Использование современных альтернативных форм и методов социально- коммуникативного развития дошкольников» Воспитатель: Т. А. Кочукова Дорогобуж 2020 г Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация»- процесс обмена информацией между субъектами. Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности? Когда начинается и когда заканчивается этот сложный, многогранный процесс? Да, конечно, едва родившись, человек начинает осваивать этот мир и продолжает это делать всю свою жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром, так и в процессе его целенаправленного приобщения к социальной культуре. В соответствии с ФГОС ДО, основными задачами социально- коммуникативного развития являются: - усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Отбор содержания, эффективных форм и методов социализации дошкольника зависит от многих факторов. Например, интенсивность процесса социализации на каждом возрастном этапе не одинакова. Так, например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3- 5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности( игры, коллективной работы) . Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я». К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я». Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально- коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным. Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально- коммуникативного развития дошкольника. Социально- коммуникативное развитие в режимных моментах Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности. Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности. Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально- коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров: 1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его. Примеры: - символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада; - правила группы; - утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что- то приятное; - «минутка шалости» и «минутка тишины». - читательский день – один день в неделю, когда кто- то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают; - день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома; 2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому: - воспитатель звонит( или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия; - воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку; - фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т. д. 3) социальные дистанции: - повязка у дежурного по столовой, по занятиям; - руль( любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку; - флажок у того, кто замыкает строй. Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей. Социально- коммуникативное развитие в игровой деятельности Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр( сюжетно- ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра- забава) , ребенок учится. Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности. 1. Сюжетно- ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении. Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой: - игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям( цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми) ; - необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания( герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д. ) ; - необходимо продумывать средства игры( роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой; - игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников; - организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа. 2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной конта кт взр ослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр( примеры – в приложении 1) . 3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления. Социально- коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности 1. Организованная образовательная деятельность( занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике. 2. Опытно- экспериментальные методы( технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением. Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат. Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно- экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи. 3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности. 4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно- речевых навыков. В заключении важно отметить, что реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих основных позициях: 1 позиция: дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно, социализация осуществляется за счет непосредственного участия в нем семьи, общественных организаций; 2 позиция: дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании; 3 позиция: дошкольник развивается как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя должно осуществляться на основе индивидуально- комплексного подхода; 4 позиция: дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т. е. быть членом своего коллектива; 5 позиция: поведение дошкольника – система поступков, которые он совершает в ходе выполнения деятельности, а выбор поступков определяется знаниями и направленностью поведения; 6 позиция: решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и наиболее полно самореализоваться в родственных ему видах деятельности. Социально- коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого( весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём. Умение получать необходимую информацию в общении. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Умение спокойно отстаивать своё мнение. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. Умение принимать участие в коллективных делах( договориться, уступать т. д. ) Умение уважительно относиться к окружающим людям. Умение принимать и оказывать помощь. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Особый интерес, как у нас- педагогов, так и у детей вызывает коллективные игры и игры – ситуации. В ходе коллективной игры в непринуждённой форме устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми, благодаря которым дети охотно вступают в общение и сотрудничество друг с другом, что в целом способствует повышению коммуникативных способностей у детей. И гровой тренинг: «Играем вместе» Игра «Ау! » Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто- то из детей кричит ему: «Ау! » — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Игра « Ветер дует на …» Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы»- после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее. . . Игра «Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай» Ведущий называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по била». Игра «Нос к носу» Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т. д. Игра « Дотронься до …» Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться. Игра «Давай поговорим» Играют взрослый и ребенок( или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать. . . ( волшебником, вол ком, маленьким) . Как ты думаешь, почему? ». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. Игра «Старенькая бабушка» Дети разбиваются на две команды — бабушки( дедушки) и внуки( внучки) . «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки( внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда- сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору( его роль играет кто- то из детей) , и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой. Игра «Волшебный чемоданчик». Ведущий вносит в зал красочно оформленный чемоданчик. - Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нём «живут» персонажи сказок( перечисляет) . Хотите с ними поиграть? ( Играющие собираются вокруг ведущего и открывают чемоданчик) . - Ой! Что такое? ( В чемоданчике вместо сказочных персонажей карточки с геометрическими фигурами) . Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Как им помочь? Хотите стать добрыми волшебниками и расколдовать сказочных героев? ! Играющие берут карандаши и фломастеры, выбирают любую карточку и превращают её в своего любимого сказочного героя( рисуют на карточках лица и детали костюмов) . Затем играющим предлагается «подружить» персонажи между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать. Игры- ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. Коммуникативные игры Игра «Передай телеграмму» Чётное количество детей образуют круг. Двое игроков, стоящих друг против друга в середине полукруга, – «передатчик» и «приёмник». Начинает игру «передатчик»: пожимая одновременно левую руку ребёнку, стоящему от него справа, и правую руку ребёнку, стоящему слева, отправляет сообщение «приёмнику». Получив сообщение, «приёмник» говорит: «Телеграмму получил». Выигрывает та часть круга, которая сделает это быстрее. Игра- упражнение «Наблюдательность» Водящий( определяется по считалке) выходит за дверь. Дети решают, о каком ребёнке они будут задавать вопросы( не более пяти) . Если водящий угадывает, о ком идёт речь, то этот ребёнок становится водящим, если нет – считалкой выбирается новый. Игра «Кто за кем? » Дети выстраиваются в колонну. Водящий запоминает, кто за кем стоит. Затем отворачивается и называет порядок построения. Усложнение игры: предложить детям перестроиться, а водящего попросить восстановить старый строй. Игра «Просьба» Дети( в парах) просят друг у друга какой- нибудь предмет, используя вежливые слова, обращаясь к партнёру по имени, говоря ему комплименты и др. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов. Игра «Такси» Дети( по двое) становятся внутри большого обруча и с противоположных сторон держат его в опущенных руках. Один ребёнок – водитель такси – стоит впереди, второй – пассажир – сзади. По сигналу они начинают ходить или бегать по дорожке в одном направлении, стараясь не задевать другие «машины». Через некоторое время водитель и пассажир меняются ролями. Затем воспитатель усложняет задание: дети двигаются в разных направлениях, делают остановки( место обозначено флажком) , на остановках пассажиры меняются: один выходит из такси, другой заходит. Игра- упражнение «Ласковое имя» Дети сидят в кругу, воспитатель предлагает им сказать, как их называют ласково дома. Затем воспитатель предлагает детям бросать друг другу мяч, называя сверстников «ласковыми» именами. Упражнение «Давайте поздороваемся» Сначала дети называют разные словесные способы приветствия. Затем воспитатель предлагает поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, придумать собственный необычный способ приветствия. Игра- упражнение «Ёлочка» Дети образуют круг. Один ребёнок( по желанию) с шишкой в руках становится в центр круга – это «ёлочка». Инструкция ведущего. «Представьте себе, что скоро Новый год и нужно украсить ёлочку. Жаль, что у нас нет настоящих стеклянных шаров, мишуры, но мы можем повесить на ёлку волшебные игрушки, внутри которых спрятано что- то хорошее: крепкая дружба, весёлый смех, смелость, честность, ласковая улыбка. Пусть каждый из вас придумает такую игрушку, повесит её на ёлку и расскажет о ней всем детям». Ведущий показывает, как нужно вешать игрушку: обязательно прикасаться к «иголкам» – телу ребёнка. Игра заканчивается хороводом вокруг ёлки. Если ребёнок не может придумать игрушку, ведущий помогает. Желательно, чтобы в роли ёлочки побывал каждый ребёнок( при повторении игры в другие дни) . Упражнение- конкурс «Давайте хвалиться! » Дети сидят в кругу. Инструкция ведущего. «Сегодня у нас необычный конкурс – вы будете хвалиться соседом справа. Выиграет тот, кто сделает это лучше. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо получается, например; Лена – очень умная, хорошо читает стихи, быстро бегает, весёлая». После того как все дети похвалят своего соседа, определяют победителя. Можно обсудить, кому больше понравилось хвалить, а кому – слушать, что про него рассказывают. Игра «Кактусы растут в пустыне…» Дети берутся за руки, ходят по кругу и говорят: «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» В центре круга стоит ведущий, периодически поворачиваясь в разные стороны. Неожиданно кто- нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой! » Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепили руки. Если ведущий заметит, что кто- то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча и спрашивает: «Что с тобой? » Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом( например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус») , и остаётся в общем круге. Игра продолжается( главное условие – ответы детей не должны повторятся) . Игра «Медвежата на прогулке» Инструкция ведущего. «Вы все – маленькие медвежата, гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший. Его задача – следить за остальными и быстро проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока». Звучит весёлая музыка, дети ходят по комнате и изображают медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоды. Когда музыка останавливается, ведущий объявляет, кто будет старшим медвежонком, и просит проверить, все ли на месте. После того как выяснится, что никто не потерялся, игра возобновляется. Через несколько минут ведущий назначает другого ребёнка старшим медвежонком. Игра продолжается до тех пор до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли. Тот, кто выполнит задание быстрее всех, объявляется самым лучшим старшим медвежонком. В конце игры ведущий объясняет, почему победитель смог выполнить задание лучше, чем остальные: он действовал спокойно и организованно. Игра «Далеко- далеко, в густом лесу…» Инструкция. На вопрос ведущего «Далеко- далеко, в густом лесу… кто? » должен ответить только один игрок, например «лисята». Несколько ответов, произнесённых одновременно, ведущий не принимает и повторяет фразу ещё раз. Дети должны сами, без участия взрослого, договориться, кто будет отвечать. Когда получен единственный ответ, ведущий продолжает фразу: «Далеко- далеко, в густом лесу лисята… что делают? » Ответы принимаются по тем же правилам. Если фраза станет достаточно длинной, можно начать игру сначала, но обязательно со слов «Далеко- далеко, в густом лесу…». Игра «Кораблекрушение» Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать? » Дети обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из неё( обязательное условие – их должно быть несколько) . Обсуждаются все варианты. Ведущему нельзя допустить раскола среди играющих( если дети разделятся на две группы и у каждой своё решение) . Итогом обсуждения должен быть один выход из ситуации, естественно, благоприятный. Игра «Пожарная команда» По считалке выбирается ведущий. Остальные игроки – пожарная команда. Ведущий отправляет их на задание – тушить пожар. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие- то беспорядочные действия. Задача ведущего –з аставить их действовать организованно и выполнять его указания. По окончании игры все пожарные по пятибалльной шкале оценивают поведение ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего и не получит оценку «пожарных». Побеждает тот, кто наберёт больше баллов. Игра «Фотограф» В ыбирается ведущий – фотограф. Он должен сделать интересные фотографии игроков( по своему усмотрению) . Кто- то может стать полицейским, кто- то актрисой, кто- то фокусником. Каждому персонажу фотограф предлагает принять соответствующую позу, при этом он должен действовать быстро и чётко. Игроки оценивают работу фотографа по пятибалльной шкале. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в этой роли. По количеству баллов выбирается лучший фотограф. Игра- упражнение «По главной улице с оркестром» Для игры понадобится аудиозапись задорной и весёлой музыки. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие движения выполняет дирижер. Затем все встают в круг и начинают дирижировать воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи и др. Игра «Садовник» Каждый ребёнок выбирает себе название цветка. Ведущий начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» – и называет один из цветков, выбранных детьми, например «кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой! » Ведущий или кто- то из игроков спрашивает: «Что с тобой? » «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого? » «Роза» отвечает, например: «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой! » И т. д. Если цветок, который назвали, не откликнулся или сам «влюбился» в цветок, которого здесь нет, то он выбывает из игры. Игра начинается сначала. Игра «Нос, рот» Дети сидят полукругом. Ведущий произносит: «Нос, нос, нос, нос…», при этом указательным пальцем дотрагивается до своего носа. Дети повторяют его действия. Ведущий вводит новое слово: «Нос, нос, рот…», но при этом прикасается не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и ведущий, а не до той, которую он назвал. Тот, кто ошибётся больше трёх раз, выбывает из игры. Игра «Продуктовая база» Ведущий – « директор продуктовой базы», один игрок – «директор магазина», остальные – «продавцы». К «директору продуктовой базы» приходит «продавец» и спрашивает, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: шоколад молочный, колбаса вареная, печенье песочное, масло подсолнечное, картофель свежий( у каждого ребенка будет свой список) . «Продавец» должен всё запомнить и передать «директору магазина». Затем «директор магазина» вызывает другого «продавца» и называет продукты, которые надо приобрести на базе. Игра продолжатся до тех пор, пока все дети не побывают в роли «директора магазина» или «продавца». За каждый верно названный продукт игроки получают по одному баллу. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.