За здоровьем в детский сад
Документы для скачивания
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу » «За здоровьем в детский сад » В настоящее время существует тенденции понижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей воспитании и развитии дошкольников. Вопросы охраны здоровья, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним их важнейших направлений работы нашего детского сада. Вид проекта: групповой, творческий, информационный, длительный, развивающий. Продолжительность проекта: 13. 01. 2020- 21. 03. 2020. Актуальность проекта: Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Поэтому сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровье – сбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи. Цель проекта: Создание единого образовательного пространства в воспитании здорового ребенка. Реализация целей проекта направлена на формирование у ребёнка позиции созидателя по отношению к своему здоровому образу жизни. Ожидаемые результаты: Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи проекта: 1. Воспитывать у детей стремление вести здоровый образ жизни. 2. Создать у детей бодрое и радостное настроение. 3. Создать условие для сохранения и укрепления здоровья. 4. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию. Формы реализации проекта: Игровые сеансы «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу », Оздоровительные мероприятия: Утренняя гимнастика, Пальчиковая гимнастика, Дыхательная гимнастика, Гимнастика пробуждения, Физкультминутки, Игры: дидактические развивающие, сюжетно- ролевые, театральные, игры- эксперименты, подвижные. Роль каждого: Заведующего МБДОУ: - создание условий для реализации проекта, - пополнение материальной базы, - создание единой системы взаимосвязи всех специалистов детского сада, - создание положительного микроклимата, - определение системы мотивации коллектива, - помощь педагогам в реализации проекта, - стимулирование участников проекта ( материальное, моральное) . Воспитатель: - организация различных видов детской деятельности, - создание условий для самовыражения детей, - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности, - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, - организация и проведение физкультурных занятий, гимнастики, подвижных игр, досугов и развлечений с участием родителей, - беседы с детьми о пользе занятий по физической культуре и спортом для здоровья, - оформление правил поведения детей на физкультурных занятиях в виде схем, знаков, - организация и проведение «Недели нескучного здоровья » ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ. Этапы проекта Деятельность родителей Деятельность ребёнка 1 этап- Подготовительный 1. Выявления уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом. 2. Создание творческой группы ( мама, папа, сын, дочь) . 3. Определение критериев, этапов продолжительности. 4. Подбор материалов, литературы по данной теме. 5. Составления планов работы Вхождения в проблему. 2 этап- практический 1. Формы и методы работы родителей: - Пополнение наглядного материала по ЗОЖ, - Приобретение необходимых для реализации предметов оборудования. 2. Формы и методы работы с ребё нком: - Чтение научной литературы по данной теме, беседы, чтение художественной литературы: К. Чуковский « Мойдодыр », А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков «Прививка». - Занятие по физической культуре в спортивном зале и на свежем воздухе. Участия ребёнка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой. 3 этап- итоговый 1. Отслеживание результатов работы. 2. Организация фотогалереи. 1. Приобретение новых знаний, умений, навыков. 2. Разрешение проблемы. Календарный план проекта Месяц Тема Мероприятия Ноябрь- январь «Зловредный ап- чих» - Веселая зарядка под музыку- Свободное общение по теме- Дыхательная гимнастика- Рисование рисунков «Фрукты- полезные продукты» - Речедвигательная игра- Свободное общение по теме «Овощи- фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты С- р. игра «Магазин» ( покупаем продукты, полезные для здоровья Игровая обучающая ситуация: Заяц приносит в корзинке овощи. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему не льзя есть немытые овощи. «Где живет витаминка » Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи». Рассматривание иллюстраций. Свободное общение по теме. Игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно- вкусовых ощущений- Мастер- класс «Витаминные салаты»- Изготовление фотогазеты Ноябрь «Думаю, говорю, действую» - Веселая зарядка под музыку, - Свободное общение по теме, - Дыхательная гимнастика- Спортивные эстафеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - Свободное общение по теме, - Рассматривание фотографий, - Воздушное закаливание, - Изготовление фотогазеты Физкультурное развлечение с родителями Ноябрь- декабрь «Человек- исследователь» Веселая зарядка под музыку, - Свободное общение по теме, - Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз- Спортивные эстафеты «Человек- исследователь» Что полезно и что вредно для зубов? », «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее? ». Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку». Игры с зеркалом: «Мои зубки», « Мои глазки», «Мои ушки» Сюжетно- ролевая игра «Больница» « Фиточаи – полезные напитки» - Свободное общение по теме- Мастер- класс «Мой любимый чай»- Изготовление фотогазеты Спортивный праздник «Папа и я – спортивная семья» Январь «Наши помощники – органы чувств » Веселая зарядка под музыку, - Свободное общение по теме, - Дыхательная гимнастика- Спортивные эстафеты «Что нужно делать, если заболел». Сюжетно- ролевые игры. «Больница», «Аптека» Игровые ситуации «Кукла заболела» Содержание орган изованной деятельности детей Воспитатель: Конспект физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание». Вид детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская Воспитатель: Сегодня, мы с вами отправимся в гости в сказку. От зайца убежал От волка убежал А лисице на зубок Все ж попался Кто это? Колобок. Словесное сопровождение Движения Домик старика и старухи находится далеко. Обычная ходьба Пойдем между камушками. Ходьба змейкой Перешагнем через кочки. Перешагивание через предметы Пришли к домику Утром проснулся дед, вышел из домика, потянулся И. п. о. с. Поднять руки через стороны вверх, опустить Говорит старухе: - Испеки, бабка, колобок А старуха отвечает: - Из чего, муки- то нет- А ты по амбарам помети, вот и наберешь И. п. Ноги на ширине плеч. Наклоны вперед. Стала старуха колобок лепить Приседания с круговыми движениями рук, через стороны Испекла. Положила на окошко студиться, колобок лежал, лежал и спрыгнул. Прыг на дорожку и покатился. Прыжки. Легкий бег. Катится колобок. Подлезает под низкие веточки. Подлезает под дуги. Перебирается через поваленные деревья. Прыжки через гимнастические палки Прокатился по узкому мостику. Ходьба оп доске Встретил колобок зайчика Зайчик говорит: - Колобок, колобок, я тебя съем. - Не ешь меня, лучше научи прыгать. Прыжки с продвижением вперед. Покатился колобок к речке, а там медведь. - Колобок, колобок, я тебя съем. - Не ешь меня, а покажи, как ходить по- медвежьи. Ходьба по массажным коврикам Поучился колобок у мишки, и покатился дальше. Встретил лису. А она ему: - Колобок, колобок, я тебя съем! - Не ешь меня, давай поиграем! П/ и «Догонялки» Поиграл колобок с лисой и покатился к дедушке и бабушке домой. Спокойная ходьба Конспект занятия. Аппликация «Букет в вазе». Игра «Что нам осень принесла? » Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество ( аппликация) », «Физическая культура», «Познание ( конструктивная деятельность) », «Социализация». Вид детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская. Цели: учить составлять узоры из геометрических фигур; формировать навыки вырезывания; развивать быстроту, ловкость; укреплять кисти рук. Материалы и оборудование: листы бумаги; вырезанные из цветной бумаги квадраты, треугольники, прямоугольники, полоски; образец аппликации «Букет в вазе»; венок из осенних листьев; бусы из ягод. Ход занятия 1. Организационный момент. Комплекс упражнений для кистей рук: а) сжимать, разжимать кисти рук; б) вращать кистями рук из исходного положения: руки вперед, руки в стороны; в) размахивать руками вперед – назад; г) потрясти кистями; д) руки в стороны, потрясти кистями; е) руки согнуты в локтях, кисти опущены ( как лапки у зайчика) ; в таком положении опускать и поднимать кисти рук. 2. Аппликация. Воспитатель показывает детям образец аппликации: прямоугольная ваза, в которой 3 цветка из геометрических фигур: сердцевина – квадрат, лепестки – треугольники. Из набора геометрических фигур дети выполняют аппликацию по образцу. 3. Игра «Что нам осень принесла? ». С помощью считалки выбираются «Осень» и «Дождик». «Дождик» вначале не участвует в действии ( сидит на стуле или стоит в стороне) . «Осень» выходит в середину круга ( на ней венок из осенних листьев, бусы из ягод рябины или шиповника) . Дети медленно ходят по кругу, держась за руки, и говорят: Дети ( хором) . Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? Осень. Принесла я вам муки! Дети ( хором) . Значит, будут пирожки! Осень. Принесла вам гречки! Дети ( хором) . Каша будет в печке! Осень. Принесла вам овощей! Дети ( хором) . И для каши, и для щей! Осень ( спрашивает) . Рады ли вы грушам? Дети ( хором) . Мы их впрок насушим! Осень. А уж яблоки что мед! Дети ( хором) . На варенье, на компот! Осень. Принесла и меду! Дети ( хором с удивлением) . Полную колоду? После этого дети идут по кругу в другую сторону и говорят: Дети ( хором) . Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба припасла. А хорошую погоду Нам в подарок принесла? Осень ( хитро улыбается) . Дождику вы рады? Дети ( хором) . Не хотим, не надо! ( Бегут врассыпную. ) «Дождик» догоняет детей: Дождик. Кто под дождик попадет, Тот сейчас водить пойдет. Тот, кого поймает «Дождик», сам становится «Дождиком», а «Осень» выбирается новая. 4. Итог занятия. Выставка работ. Игры на развитие социально- коммуникативных умений. Формирование коммуникативности- важное условие нормального психологи ческого развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр. Вашему вниманию, мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. Цели и задачи: - чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров; - умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты; - умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; - развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; - создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. 1. Вежливые слова Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия( здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности ( спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения ( извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания ( до свидания, до встречи, спокойной ночи) . 2. Подарок на всех Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе? ” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал? ”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по- моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. 3. Волшебный букет цветов Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка. Воспитатель ( показывает на лежащий, на полу кусок ткани) . Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? Дети. Грустное, печальное, скучное. Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? Дети. Цветов. Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку. Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? Дети. Веселое, счастливое. Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова. 4. Игра собственного сочинения « Чунга – чанга » ( под музыку) Пальцы вперед. Чунга- чанга. Поехали. ( Подпрыгивает, и делаем взмахи руками вверх- вниз) . Отлично! Пальцы вперед, локти согнули. Чунга- чанга ( делаем движение, показывая пальцами назад) Замечательно. Пальцы вперед, локти согнули. Спины прогнули. Чунга – чанга ( двигаем локтями и крутим попой) . Отлично Пальцы вперед, локти согнули. Спины прогнули. Плечи расправили. Чунга- чанга. ( делам движение, как будто двумя кулаками отталкиваемся) Пальцы вперед, локти согнули. Спины прогнули. Плечи расправили. Колени расставили. Чунга- чанга. ( Поднимает по очереди колени) Пальцы вперед. Локти согнули. Спины прогнули. Плечи расправили. Колени расставили. Головы закинули. Чунга- чанга. ( отталкиваемся руками вверх) Пальцы вперед. Локти согнули. Спины прогнули. Плечи расправили. Колени расставили. Головы закинули. Языки высунули. Чунга- чанга. А теперь все подряд 5. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания: - Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; - снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; - ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями. 6. Игры- ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. 14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил. 7. Игра «Расследование» Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки. Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской ( фактически, кого среди них не хватает) . Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из- за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание. 8. Игра «Веселая сороконожка» Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания. Не забудьте включить детям веселую музыку! В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями. 9. Вышли мыши как- то раз Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи ( темп, громкость) . Вышли мыши как- то раз Посмотреть, который час. Раз- два, три- четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон – Убежали мыши вон. Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями ( топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой) . Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе. 10. Правая и левая Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела. Правая и левая водят поезда. Правая и левая строят города. Правая и левая могут шить и штопать. Правая и левая могут громко хлопать. Ночь стоит над городом, Руки так устали, Правая и левая спят на одеяле. Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится. 11. « Дождь идет »- Ритмическая игра на подражание. Дождь идет, А мы бежим – В домик спрятаться спешим. Будет дождь стучать в окно – Мы не пустим все равно. Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой. 12. У оленя дом большой Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом. У оленя дом большой, Он глядит в свое окно. Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит: «Тук, тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой! » «Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай! » Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями. Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп. 13. Речевая игра “ Огуречик ” “Жил- был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал: Огуречик, огуречик Приходи на тот конечик Там мышка живёт Тебя в гости очень ждёт. . Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. Тут и птенчик из гнезда пропищал… Медведь из берлоги прорычал… Сорока- белобока протараторила… Улитка медленно- медленно произнесла… А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали… 14. Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Количество играющих: любое. Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон такта, преодолеть боязнь физического контакта. 15. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Количество играющих: 2 или более человек. Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по била». На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу! » Дети совместно с родителями сделали свои работы ( рисунки, поделки) и презентовали свою работу небольшим рассказом. Выводы: В результате работы мы: Узнали, что такое здоровый образ жизни и для чего он нужен; Расширили свои знания о здоровом питании; Научились самостоятельно и совместно со взрослыми собирать и анализировать информацию, делать выводы; Приобрели умения и навыки исследовательской деятельности; Пришли к выводу, что правильное питание и ведение здорового образа жизни приносит пользу нашему организму.