a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди на Руси»

Автор: Вергасова Ольга Павловна Опубликовано: 2020-04-21 12:54:54

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 города Кузнецка( МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка) Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Тема: «Как жили люди на Руси» Составил: Вергасова Ольга Павловна Кузнецк 2020 Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Как жили люди на Руси» Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Задачи: Познавательное развитие: * продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне:  знакомить   с  жилищем  наших предков, с предметами  быта, их назначением; * обогащать знания детей о предметах быта, подвести детей к пониманию того, ч то предметы имеют свою историю. * в оспитывать  интерес к   изучению   истории  и  традиций  своего народа. Социально- коммуникативное развитие: * совершенствовать умение самостоятельно готовить материал к проведению занятия, убирать своё рабочее место; * упражнять складывать целое изображение из нескольких частей; * развивать навык взаимопомощи, сотрудничества; * воспитывать коммуникативные качества детей. Речевое развитие: * закрепить в речи детей названия предметов ме бели, кухонной утвари; * развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей исконно–ру сскими словами: предки,  горница, бабий кут, красный угол и др. ; * воспитывать умение слушать своего товарища. Художественно- эстетическое развитие: * развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору; * у пражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш. * в оспитывать   уважительно е отношение к своей работе и работе своих товарищей. Физическое развитие: * закреплять умение в ходьбе по узкой рейке гимнастической скамейки прямо; * воспитывать организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками Предшествующая работа:  рассматривание пре дметов старины, беседы, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Ч тение книг: И. Никитина “Русь”, былины о богатырях. Проведение русских народных игр, хороводов. Экскурсия в библиотеку. Материал: дидактические игры- разрезные картинки “Быт и занятия славян ”; белая бумага формата А4, простой карандаш, ножницы, клей, кисть для клея, влажные салфетки. Оборудование: Столы, мольберт, подвижная полка, мультимедийный проектор. Организация деятельности детей: I. Вводный этап Введение в тему Воспитатель: ( собирает картинку из частей и ведёт беседу, стараясь привлечь внимание детей) . И нтересно, что у меня получится, когда я соберу картинку полностью. Да здесь не только одна картинка. Мне нужна помощь. ( дети подходят и собирают разрезные картинка) Собрав их, узнаем, о ч ем мы с вами поговорим. Игра «Разрезные картинки» ( дети делятся на 3 группы, где им предлагается сидя на ковре собрать три картинки: изба, русская печь, гусляры) Воспитатель: Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор?  ( о жизни на Руси, как жили в русской избе) - Почему вы так решили?  ( рассуждения детей) II. Основной этап Воспитатель: Верно, сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки на Руси. Кто такие предки? Дети: Предки – это люди, которые жили н а нашей земле много- много лет назад. Воспитатель: Саша, как называли людей, которые жили на земле много лет назад? Дети: Людей, которые жили много лет назад, называют предками. Воспитатель: Как называлась наша страна в давние времена? Дети: Н аша страна называлась Русью. Воспитатель: Алёна, как называлась наша страна раньше? Дети: Раньше наша страна называлась Русью. Воспитатель: На Руси строилось много городов, а вокруг городов высокие заборы и башни, откуда и вели караул. Воспитатель: К ак в ы думаете, зачем? Дети: Чтобы защищать свой город от врагов. ИКТ: Слайд 2 « Картинка Руси деревянной». Воспитатель: В те времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. ИКТ: Слайд 3 «Картинка с изображением Русской избы». Воспитатель: Русские люди, жившие много лет назад, строили избы для своих семей. Изба была нужна такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки могли в ней жить. Из чего строились избы на Руси? Дети: И збы строили и з д еревьев. Воспитатель: Верно. Д еревья выбирали очень тщательно. Строили избы в основном из сосны и ели. Брёвна из этих деревьев были самые прочные. Рубить деревья предпочитали з имой, особенно в сильные морозы. Как вы думаете почему? Дети: П отому что дерево в это время сухое. Воспитатель: С древних времен считалось, что дерево живое и зимой оно спит. С рубив дерево зимой, мы оставляем его в данном сонном состоянии. Поэтому зимняя древесина долго не гниет. Воспитатель: Скажите, почем у на Руси было принято говорить «Не строить избу, а рубить»? ( ответы детей) Избу крестьянин рубил сам или ему помогали соседи, у них так было принято, сегодня помогут тебе, а завтра ты поможешь другому, так считали они. И это действительно было так. Воспитатель. Как на Руси рубили избы? И з чего их делали? ( ответы детей) Воспитатель: Я предлагаю вам отправимся в виртуальное путешествие « По Русской избе », но мы не просто пойдем, а потечем ручейком. Русская народная игра «Ручеек». Воспитатель: Р усская изба состояла в основном из двух помещений, теплого жилого помещения, и «клети»- холодного, которое служило чаще кладовой.  ИКТ: Слайд 4 «Изображение горницы». Воспитатель: Комнату в избе называли «горницей». Как называлась комната? Дети: Комнату в избе называли г орница. Воспитатель: Ваня, как называлась комната в избе? Дети: Она называлась горница Воспитатель: Что стоит в с амом центре горницы? Дети: В самом центре избы стоит п ечь. Воспитатель: И менно от расположения печи зависела внутренняя планировка комнаты. ИКТ: Сл айд 5  «Изображение русской печи» Воспитатель: Печь старались ставить так, чтобы она была хорошо освещена и подальше от стены. А как вы думаете, почему? ( ответы детей) Воспитатель: Печь делит горницу на две части. Одна половина за печкой женская, потому что больше всего времени у печи проводила хозяйка. Почему? Дети: Хозяйка г отовила еду, мыла посуду и т д. Воспитатель: Это место называли «бабий кут». Кут- это угол, то есть «женский угол». Как называлось место? Дети: Это место называлось б абий кут. Воспитатель: В специальном шкафу хранилась кухонна я посуда. Назовите её. Дети: В шкафу хранились к рынк и, кувшин ы, горшок, миски. ИКТ: Сл айд 6 «Изображение посуды» Воспитатель: Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей. Да кочерга. Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи кочерги перемешивали дрова в печи. ИКТ: Слайд 7 « Изображение кочерги и ухвата». Воспитатель: Был в избе и мужской угол, который располагался около двери. Там хозяин хранил свои инструменты. В мужском углу так же висела одежда, стояла лавка. Иногда хозяин на ней спал. ИКТ: Слайд 8  «Изображение «красного угла ». Воспитатель: Главный угол в избе назывался «красный угол». Как назывался главный угол в избе? Дети: Главный угол в избе назывался к расный угол. Воспитатель: В красном углу размещалась «бож ница», это полочка с иконами. Её всегда украшали нарядным полотенцем. Какую мебель размещали в красном углу? Дети: В красном углу размещали с тол, лавки. Воспитатель: Вы правы. Именно в красном углу стоял обеденный стол, лавки, сундуки, они были главными предметами мебели. Воспитатель: На чём спали люди? Дети: На печке Воспитатель: Верно на печи, но ещё они спали н а сундуках и лавках. Воспитатель: Посмотрите внимательно: внутри избу никак не украшали, поскольку печи долгое время были беструбными, дым шел прямо в избу, покрывая стены и предметы в доме копотью. Обстановка в избе зависела в основном от достатка их хозяев. У тех, кто победней, были деревянные столы, скамьи обычные. У богатых- столы и лавки были с богатой росписью. Воспитатель: Скажите, а как освещалась изба? Дети: Освещали избу св еча ми Воспитатель: Правильно, но сальные свечи использовали те люди, кто были побогаче. А бедные люди освещали избу лучинами. Лучина- это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Так чем же освещали избу наши предки? Дети: Освещали избы лучиной. Воспитатель: Как выглядела лучина? Дети: Это тонкая длинная щепка сухого дерева. Воспитатель: Жили в этих избах большие семьи, до 12- 13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедуш ками. Сейчас мы о тдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая» Физкультминутка В одном лесу дремучем  Покачать руками над головой – “деревья”. Жила семья могучая.   Сложить ладони в “замок”. У них был дом огромный  Соединить пальцы над головой “крыша”. И крыша с трубой тёмной.   Показ трубы. Из трубы в колечко дым  Круговые движения рук в стороны. Плим- плим- плим.   Прищёлкивание пальцами. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам изготавливать макет деревни. Я успела уже смастерить одну избу. А вам предлагаю смастерить ещё несколько домиков. Во спитатель: Для того ч тобы сделать домик, нам необходимо накрутить брёвнышки. Весь материал для работы расположен на противоположной стороне групповой комнаты. Чтобы добраться туда, нужно пройти по узкой рейке гимнастической скамейки, спрыгнуть, приземлившись на оби ноги. При этом стараться сохранять равновесие. ( дети выполняют задание, добираются до столов, берут необходимый материал) Воспитатель: Сейчас я вам расскажу порядок работы: Берём белый лист бумаги А4 и складываем его по длине пополам. Разворачиваем лист и разрезаем по линии сгиба. Берём одну из частей листа складываем пополам и ещё раз пополам. Разворачиваем лист и разрезаем по линии сгибов, получится 4 прямоугольника. Тоже самое проделываем со второй половиной листа. Получилось 8 прямоугольников. Берём один прямоугольник и накручиваем его на простой карандаш, закрепляем клеем. Снимаем полученную трубочку с карандаша. Такой способ работы с бумагой называется – скручивание. ( Дети самостоятельно выполняют работу, педагог помогает при необходимости) III. Итог Воспитатель: Ребята, посмотрите какие брёвнышки у вас получились. Как они у вас получились? Дети: Б рёвнышки получились ровные, круглые. Воспитатель: Какой способ вы использовали? Дети: Мы использовали способ- скручивание. Воспитатель: Тру бочки должны подсохнуть. Мы их аккуратно слож им в файлы. Вечером мы продолжим работу и будем складывать домики. Список  литературы: «История и культура России- дошкольнику»- Методика работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада. Автор Г. Н. Данилина, 2001г. , изд- во «Сатурн- С». О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 1998 – 24 с. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с. «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста( парциальная образовательная программа) Результативность применения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет Тема: «Как жили люди на Руси» При планировании организованной образовательной деятельности были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Все элементы между собой объединены общей темой. Занятие построено на принципах интеграции. Во время образовательной деятельности применялись следующие методы работы: словесный ( вопросы, уточнение, напоминание, поощрение) ; наглядно- демонстрационный материал ( картинки и слайды) ; игровой материал. В водной части:  организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Организованно образовательная деятельность была направлена на решение познавательно- речевой ситуации. Основная часть:  умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и физические движения. Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях. Достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время деятельности. Я считаю, что выбранная мной форма организации для детей была достаточно эффективной.  

Оставить комментарий: