a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Наши органы чувств"

Автор: Ермолина Любовь Анатольевна Опубликовано: 2020-04-22 16:30:41

   Тема проекта «Наши органы чувств».

   Вид проекта: творческо – экспериментальный.

   Продолжительность: долгосрочный (в течение года).

   Автор и руководитель проекта: воспитатель старшей группы - Ермолина Любовь Анатольевна.

   Участники проекта: дети старшей группы и их родители.

   Образовательная область: физическое развитие

   Актуальность: Воспитание здорового ребёнка – приоритетная и очень важная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Связано это с ухудшением общего уровня здоровья и социального благополучия населения страны. Особую тревогу вызывает рост заболеваемости детей в период дошкольного детства. Как же исправить сложившуюся ситуацию?

Важно с первых дней жизни ребёнка позаботиться о сохранении и укреплении его здоровья. Но не менее важно научить детей самостоятельно заботиться о своём здоровье. С этой целью детям нужно дать первичные представления о его организме. Но работа в этом направлении будет более эффективна, если эти знания ребёнок получит самостоятельно. Исследовательская деятельность может стать наиболее интересной, понятной для детей и принести более высокие результаты.

             Цель проекта:                                       

  • развитие творческих экспериментально – исследовательских способностей детей.

            Задачи:

  • Знакомить с органами чувств;
  • Формировать элементарных представлений о человеческом организме;
  • Формировать представления о том, что вредно и что полезно для организма;
  • Выявить путём экспериментирования способности и возможности органов чувств;
  • Научить детей заботиться о своём здоровье, опираясь на полученные знания и сделанные на основе исследований выводы.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

           Гипотеза:

  • метод исследования и экспериментирования поможет глубже познакомиться с организмом, вызовет интерес и желание заботиться о своём здоровье;
  • работа над проектом способствует развитию творческих способностей, личностных качеств, умению мыслить логически, делать выводы.

Роль детей в реализации проекта:

  • Участие в обсуждении темы и целей проекта;
  • Изучение предложенного материала;
  • Выдвижение предложений по работе над проектом;
  • Участие в сборе материалов по теме;
  • Проведение исследований и экспериментов под руководством и наблюдением воспитателя;
  • Активное участие в оформлении результатов работы (альбомы, папки, игры, выставки).

          Роль руководителя проекта:

  • Обеспечение заинтересованности ребёнка и его родителей в работе над темой;
  • Обеспечение литературой;
  • Побуждение ребёнка к самостоятельной, осознанной работе;
  • Постоянная, но ненавязчивая помощь и  контроль за работой ребёнка.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Участие в сборе материалов по теме;
  • Консультации по теме.
  • Участие в экспериментальной деятельности детей в домашних условиях.

          Предполагаемый результат:

  • Дети должны получить первичные представления об органах чувств самостоятельно;
  • Дети имеют представления об экспериментальной деятельности, могут сами провести ряд исследований по выявлению способностей органов чувств;
  • дети знакомы с органами чувств, понимают смысл этого понятия;

дети  имеют простейшие представления о том, как они сами могут позаботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.

 

Предполагаемый продукт проектной деятельности:

  • Дидактическая игра «Наши помощники»;
  • Альбом «Правила «Я здоровым быть хочу»;
  • Альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем».
  • Альбом «Стихи, загадки, пословицы»
  • Пиктограммы «Что могут наши «помощники»;
  • Альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем».

         Формы реализации проекта:

  • НОД;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Исследовательско – экспериментальная деятельность детей;
  • Художественно - изобразительная деятельность;
  • Игровая деятельность.

 

Этапы работы над проектом:

 

                         1 этап: подготовительный.

  • Определение темы, целей и направлений работы;
  • Разработка плана работы над темой;
  • Подбор художественной и методической литературы.

                              2 этап: основной:

  • Цикл НОД по валеологии «Мы познаём себя»;
  • Цикл бесед «Наши помощники»;
  • Наблюдения «Игры малышей», «Машины и пешеходы», «Птицы под нашим окном», «Катя моет посуду» и т.д.
  • Эксперименты и опыты: «Что могут наши руки», «Зачем человеку глаза», «Наши носы всем хороши», «Что нам скажет язычок», «У нас ушки на макушке».

                          3 этап: заключительный:

  • Подведение итогов работы;
  • Оформление итогов работы: «Дидактическая игра «Наши помощники»; альбом «Я здоровым быть хочу»; альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем», альбом «Стихи, загадки, пословицы», альбом «Пиктограммы «Что могут органы чувств».
  • Защита проекта на районном конкурсе «Я познаю мир».

 

 

                          Описание работы над проектом.

    

            Наш детский сад «Колосок» находится в сельской местности, его посещают порядка сорока детей разного возраста.

В нашем детском саду большое внимание уделяется работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Педагоги и родители считают работу в этом направлении очень важной и приоритетной. Совместно мы много делаем для того, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Так же мы прививаем детям привычку самим заботиться о своём здоровье. Тема заботы о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения очень актуальна в наше время. Поэтому мы решили более подробно изучить этот вопрос.

          Задумайтесь над вопросом:

           Что на свете всего дороже?

            Приятно быть красивым.

            Приятно быть умным.

            Приятно быть богатым.

            Но самое большое богатство человека – его здоровье!

О здоровье можно говорить очень долго и много, но важнее научиться о нём заботиться самим и научить этому своих детей.

            Мы часто задумываемся, как это лучше сделать? Может быть больше есть витаминов? Может быть больше заниматься спортом? А может быть нужно закаляться? Конечно же все эти формы оздоровления очень важные и нужные в нашей работе, но мне кажется, что важно помочь детям осознать важность и значимость этих процедур.

Я предложила детям сначала изучить себя, исследовать свой организм и научиться заботиться о себе. Мне кажется только так дети поймут, почувствуют и осознают, что требуется человеческому организму для сохранения и укрепления здоровья.

Поэтому темой нашей исследовательской работы стала тема: «Наше здоровье в наших руках»».      

Первым этапом работы над проектом стало проведение круглого стола на тему «Здоровье ребёнка – забота взрослого». На это мероприятие были приглашены родители воспитанников, медицинские работники, руководители и педагоги МБДОУ. Круглый стол открыли выступления воспитателя старшей группы и медицинской сестры учреждения. На обсуждение была вынесена проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Педагоги и медработники рассказали родителям о методиках оздоровления детей в условиях ДОУ. Далее родителям было предложено рассказать, как ведётся работа в этом направлении в домашних условиях. Затем совместно обсудили проблемы и возникающие затруднения в вопросах воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни. В конце мероприятия я предложила родителям принять участие в работе над проектом «Наше здоровье в наших руках». Родители с большим желанием откликнулись на предложение, и работа над проектом началась.

Нами был и намечены цели работы, составлен план работы, и мы приступили к подбору нужной литературы.

            Так же мы обратился за помощью к родителям и социальным портнёрам. Они помогли найти стихи, загадки и иллюстрации в интернете.

            И вот настал самый интересный момент, мы приступили  ко второму этапу.

Сначала я предложила детям «познакомиться» с органами чувств. Для этого я использовала загадки, которые дети с большим желанием отгадывали.

        На ночь два оконца

        Сами закрываются.

        А с восходом солнца

        Сами открываются    (глаза)

 Глаза – орган зрения.

       

        Вот гора, а у горы

        Две глубокие норы.

        В этих норах воздух бродит.

        То заходит, то выходит    (нос).

Нос – орган обоняния.

      

        Всегда он в работе

        Когда говорим.

        А отдыхает

        Когда мы молчим     (язык).

Язык – орган вкуса.

      

        Птиц мы слушаем в лесу

        И как кричит кукушка.

        А для этого нужны

        Нам с вам …      (ушки).

 Уши – орган слуха.

       

         Вот мы ягоды берём,

         По две, по три штуки.

         А для этого нужны

         Нам конечно…       (руки).

Руки, а точнее кожа рук – орган осязания.

Дети долго исследовали, какую же роль играют органы чувств для человека.

Они много наблюдали за людьми, за своими товарищами в детском саду, за родителями, братьями и сёстрами.

 

                  

                                     Опыт «Зрение – важный орган чувств!»

 

Далее дети под руководством воспитателя провели много опытов и экспериментов, например таких…

Один из детей предложил своему товарищу завязать глаза, а второму зажать пальцами нос. Потом он открыл контейнер, в котором лежал порезанный апельсин. Детям было предложено рассказать, что они чувствуют. Один из детей не почувствовал запах, а второй сразу же сказал, что чувствует запах апельсина.

На основе этого опыта дети сделаил вывод, что чувствительный орган   обоняния подаёт сигнал в мозг о приятном запахе. Но не все сигналы могут быть приятными. Некоторые сигналы могут  быть предупреждающими об опасности. Например, запах дыма, запах газа и т.д.

Так дети поняли, что нос – орган обоняния, очень важный для человека орган чувств.

 

 

 

 

                 

                                                   Опыт «Что может нос»

 

Другой ребёнок предложил поучаствовать в эксперименте своим двум товарищам. Одному из них он предложил завязать глаза. Далее он предложил ему узнать на ощупь, что за предмет находится в коробке. Второму товарищу он предложил потрогать кактус, но тот отказался.

Проводя такие опыты, дети пришли к выводу, что зрение помогает нам увидеть прекрасный окружающий мир и помогает защитить себя от опасности.

Я обратила внимание детей на то, что в этом опыте задействованы органы осязания, они так же важны для человека, т.к. сообщают нам о свойствах предметов.

                 Таких экспериментов мы провели множество. С помощью родителей мы оформили альбом «Наблюдаем, исследуем, экспериментируем» (Приложение № 2).

Результатом наших исследований и наблюдений стали таблицы, которые расскажут, что могут разные органы чувств, какую роль они играют в жизнедеятельности человека (Приложение № 3).

Но дальше дети задумался, всегда ли органы чувств могут послужить нам?

                       

                                  Опыт «Что могут руки и глаза»

 

            Поразмышляв, дети поняли, что мы можем простудиться и нос перестанет чувствовать запахи, уши заболят и мы можем потерять слух. Мы можем поранить глаза и потерять зрение, поранить руки и не сможем ничего в них взять. В результате несоблюдения гигиены полости рта мы можем перестать чувствовать вкус.

            Подумав над этой проблемой, мы совместно составил «умные советы», которые помогут позаботиться о наших органах чувств и сохранить наше здоровье (Приложение № 4).

            Детям было очень интересно работать над проектом, знакомиться с «помощниками». Они получили много новых знаний и с удовольствием делился со своими товарищами в группе. Мы вместе читали и заучивали стихи, загадки и пословицы (Приложение №5).

            Все свои знания об органах чувств дети смогли продемонстрировать на празднике «В гостях у Доктора Айболита» (Приложение №6).

            Работа над темой «Наше здоровье в наших руках» помогла детям больше узнать о себе, своём организме. Сейчас они знаю, что сами могут заботиться о своём здоровье, соблюдая элементарные правила гигиены и правила безопасного поведения в быту.

Так же дети поняли, как трудно жить людям с ограниченными возможностями.

В конце работы над проектом дети понимали, что забота о здоровье в большой мере зависит от умения и желания следить за своими «помощниками».

            Подведением итога работы над проектом стали результаты анкетирования родителей и анализ диагностики детей по теме до и после окончания работы над проектом. Анкетирование показало, что 60% родителей ранее не задумывались о том, как гигиена и забота об органах чувств может послужить укреплению и сохранению здоровья детей; 30% родителей не прививали детям стремление к гигиене; 8% родителей не обращали внимания, моют ли дети руки перед едой; 93 % опрошенных родителей довольны результатами работы над проектом; 81% родителей получили мотивацию для самостоятельной работы с детьми по этому направлению.

            Анализ диагностики показал, что знания детей об органах чувств повысилось на 40%; о правилах гигиены на 35%; о способах сохранения и укрепления здоровья самостоятельно на 30%.

 

         

                     

                      Выступление на районном конкурсе «Мои первые открытия»

Итогом работы над проектом стало участие детей в районном конкурсе исследовательских работ и проектов дошкольников «Я познаю мир».

            Дети рассказали о своих исследованиях, провели ряд занимательных экспериментов с участием присутствующих сверстников и взрослых.

 

                      

 

 

Так же они продемонстрировали умение использовать пиктограммы и схемы в своей исследовательской деятельности.

 

 

     

              Заслуженная награда за участие в районном конкурсе.

           

Родители и дети довольны работой над проектом, рады новым знаниям и открытиям.

В заключении я хочу представить вам любимое стихотворение наших детей:

          Есть пять помощников на службе у тебя,

          Не замечая, их используешь шутя:

          Глаза тебе даны, чтоб видеть,

          А уши служат, чтобы слышать.

          Язык во рту, чтоб вкус понять,

          А носик – запах различать,

          Руки – чтобы ласкать, трудиться,

          Воды из кружечки напиться.

          И ни к чему твоя тревога,

          Они всегда тебе помогут.

 

          Желаем вам здоровья!

 

 

 

     Используемая литература:

  1. А.И.Иванова «Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Изд. «Творческий центр Сфера» Москва 2010
  2. С.А.Козлова, С.Е.Шукшина «Мор человека. Тематической словарь в картинках». Изд. Москва Школьная Пресса 2010.
  3. Л.А.Обухова «Тридцать уроков здоровья». Изд. «Творческий центр Сфера» Москва
  4.  Владимирова Т. В.  Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы).
  5. Интернет ресурсы: http://maam.ru.

Оставить комментарий: