Экономическое воспитание ребёнка в семье
Документы для скачивания
Экономическое воспитание ребёнка в семье «Сколь бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Что может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство, семейный бюджет, деньги и другое. Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети- это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если ег о не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «цена», «деньги», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. Анализ практических занятий показывает, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «я». В семье всегда найдется поле для совместной работы ребёнка и родителей. Содержание её многообразно: 1. бытовой труд ( участие в приготовлении пищи, мытьё посуды, стирка белья) ; 2. ручной труд ( плетение, вышивание и т. д. ) ; 3. технический труд ( ремонт различных приборов, мебели. ) ; 4. труд в природе ( уход за растениями, животными) . Совместный труд в семье позволяет удовлетворять потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность - показатель общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться, о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе. Знакомство детей с профессиями родных и близких раскрывает роль этих профессий в обеспечении роли этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи. Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители ещё каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию, сколько- разные профессии. Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги. Экономическое восприятие в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определённый «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется и систематизируется. Знаниям придаётся социальная направленность, что позволяет ребёнку впоследствии выстраивать линию собственного поведения