Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников.
Документы для скачивания
Картотека дидактических игр по р азвитию мелкой моторики рук у старших дошкольников Подготовил: воспитатель Гористова С. А. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого реб ё нок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Наукой доказан о существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: « Ум реб ё нка находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры. Комплекс дидактических игр: «Кто скорее сверн ё т ленту? » Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движ ений. Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках( длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета. Ход игры: Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три- крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают- они держат свободные концы лент, ст оя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу неско лько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы- значок, наклейка или что- нибудь подобное. Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать( хлопать) ». Педаг ог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел- получает приз, не успел- лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала. «Путешествие пальцев» Ц ель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развити е кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев. Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться п о островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки». Правила: 1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; 2. все пальцы должны участвовать; 3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой. «Сделай бусы» Цель: учить сост авлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость. Оборудов ание: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины( от 1см до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35с, схема последовательности нанизывания трубочек- 5шт. Ход игры: детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины( от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как след ует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определ ё нного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки. «Сос тавь узор или картинку из резинок» Цель игры: у чить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме. Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей пл оскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3- 4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур- 6 штук. Ход игры: детям предлагают в этой игре составить узор из банк овских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фиг уру, нужно взять резинку и закрепить е ё за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук. «Составь узор из спичек и палочек» Цель игры: у чить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом. Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора. Ход игры: эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек ф игуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом. Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и сч ё тные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно вып олнять по подготовленным образцам или придумать узор самим. «Нитяные узоры» Цель: у чить детей выполнять узор по карточкам- образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза. Оборудование: толстые тяж ё лые нитки или тонкие вер ё вочки; карточ ки- образцы. Ход игры: Пользуясь карточками- образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание вер ё вочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоен о выполнение, на отдельной карточке. «Успевай- ка! » Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук. Ход игры: ( играют 2- 10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь. Правило: н ельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается. «Зайка и зеркало» Цель игры: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения. Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее н акладываем правую руку, которая тоже изображает «козу»( тыльной стороной вверх) . Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. «Ч ё т- неч ё т» Цель: развитие умения пространственной ориентировке н а бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре. Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку. Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, от мечая линией( прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы( косвенные границы) . « Кто запомнит? » Цель игры: р азвивать память, мелкую моторику. Оборудование: коробочка с цвет ными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах. Ход игры: взрослый показывает ребенку образец 5- 10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самост оятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков» Цель игры: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: прищепки. Ход игры: Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги( от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок- глупыш. Он думает, это не палец, а мышь. ( Смена рук. ) Но я же играю с тобою, малыш! А будешь ку саться, скажу тебе: «Кыш! » «Скользим на лыжах» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания. Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок. Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбо й. Эт о- «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одн овременно. Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: В новеньких сапожках з ашаг али ножки: топ- топ- топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну- ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ». «Нарисую ягодку» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев. Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с яго дами. Ход игры: Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод. «Рукопожатие» Цель игры: развитие и тренировка координации движений пальцев. Оборудование: кистевой эспандер( резиновое кольцо) . Ход игры: Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой стро чки происходит смена рук. «Иголочки» Цель игры: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: круглая щетка для волос. Ход игры: ребенок держит руками круглую щ ё тку для волос, катает щё тк у между ладонями, приговаривая: " У сосны, пихт ы и ё лки о чень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, в ас уколет можжевельник" . «Месим тесто» Цель игры: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли. Ход игры: н асыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Реб ё нок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: " Месим, месим тесто, е сть в печи место. Будут- будут из печи б улочки и калачи" . «Сколько пальцев» Ц ель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы. Ход игры: в зрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей о дновременно с этим ударом показать то же кол ичество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки. «Пальчиковые животные» Цель игры: развивать мелкую моторику, внимание память. Ход игры: к аждый реб ё нок выбирает себе животное, которое он может и зобразить с помощью пальцев, например, зайчика, козу, собаку или другие фигуры. Животные при этом не должны повторяться. Каждый игрок называет выбранную фигуру и показывает ее остальным так, чтобы они могли е ё запомнить. Затем первый ребенок молча показывае т пальчиками свое животное и животное любого другого участника игры. Тот малыш, чь ё животное было изображено вторым, должен снова повторить свою фигуру и изобразить пальцами животное другого игрока, тем самым передав ему эстафету. Темп игры должен постепен но ускоряться. Игрок, не смевший быстро понять, что изобразили его животное, выбывает из игры. Правило действует при правильном изображении. В случае грубой ошибки при показе пальчиками, из- за которой животное сложно определить, игру покидает тот, кто эту ошибку допустил. «Пальчиковые» животные, рекомендуемые для использования в игре. Зайчик- указательные и средний пальцы подняты вверх, остальные сжаты в кулак. Летучая мышь – выполняется двумя руками. Пальцы рук растопыриваются веером, поднятые вверх ладош ки поворачиваются к зрителя м, большие пальцы рук перекрещиваются друг с другом образуя букву «х». Паук – кисть опущена, полусогнутые растопыренные пальцы шевелятся, изображая движение лапок паука. Собачка – рука повернута ребром вниз, а тыльной стороной ла дони – к зрителям. Большой палец поднят( ухо собаки) , указательный согнут пополам( лоб) , средний и безымянный вытянуты и прижаты друг к другу( нос) , мизинчик то опускается вниз, то поднимается, прижимаясь к безымянному пальцу( собака лает) . Коза – рука сжа та в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены. Кошка – как и при изображении козы, но указательный палец и мизинец согнуты пополам( уши кошки) . Бабочка – ладони обеих рук подняты и соединены тыльными сторонами друг с другом так, чтобы руки в запястья х оказываются перекрещенными. Вытянутые и плотно сжатые пальцы поднимаются и опускаются, изображая движение крыльев насекомого. Ежик – ладони соединены с поднятыми вверх вытянутыми и раздвинутыми пальцами, изображающими колючки. Петушок – подушечки на конц ах большого и указательного пальцев соединены, образуя клюв. Остальные пальцы подняты вверх, разведены и полусогнуты- это гребешок. Слоник – рука опущена ладонью вниз, средний палец выпрямлен( он изображает хобот) ; остальные пальцы поставлены на стол( э то ноги, с помощью которых слоненок может передвигаться) Победителями могут быть два, три малыша, оставшиеся в игре послед н ими. «Переверни коробку» Цель игры: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев и кисти рук. Описание игры: н аполовину полный коробок со спичками картинкой вверх кладется на край стола так, чтобы наполовину свисал с него. Игроки по очереди бьют по свисающей части коробка снизу тыльной стороной большого пальца, заставляя его перевернуться и лечь на стол. Если коробок лег ка ртинкой вниз, игрок получает- 1 призовое очко, если встал на длинное ребро – 5 очков, на короткое – 10 очков. В случае если коробок упадет на пол, все набранные очки игрока обнуляются. Игра может продолжаться д 20 очков. «Снег из салфетки» Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев рук, подготовить руку к письму. Оборудование: бумажная салфетка. Ход игры: к аждый ребенок получает по одной салфетке. Игроки берут салфетку в вытянутую руку и по команде взрослого начинают рвать е ё на мелкие кусочки, не помогая себе второй рукой. Кто быстрее и мельче нарвет салфетку- тот самый лучший помощник зимы и объявляется победителем игры. Во время проведения игры важно следить за тем, ч тобы дети не нарушали правил и не помогали себе второй рукой.