a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Речевые проблемы дошкольников и пути их преодоления»

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна Опубликовано: 2020-04-30 09:10:33

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок» Лекция для родителей и воспитателей « Речевые проблемы дошкольников и пути их преодоления » Подготовила Альбина Ф. Ш. учитель- логопед Речь- великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку о громную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной реч и, закладывается фундамент для письменных форм речи( чтения и письма) и последующего речевог о и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняет ся их общение с другими людьми. Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе? В целом уровень речевого развития современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить. Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватно й реакции со стороны окружающих. Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то э та проблема является актуальной. Е. И. Тихеева говорила «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты — предложени я, слова и т. д. Л. С. Выготский писал: «В овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений» Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: - ухудшение состояния здоровья детей; - существенное сужение объема" живого" общения родителей и детей; - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; - недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка; - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении. Для успешного развития речи необходимо: 1. Интер есно организовать жизнь ребёнка. 2. Посто янно побуждать ребёнка говорить. 3. Созда вать соответствующую обстановку. 4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – ОБЩЕНИЕ. Исходя из вышесказанного, в дошкольном учреждении максимально необходимо создавать условия для развития речи детей. 1. В общении с взрослыми и сверстниками педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать детям образцы правильной литературной речи: • речь сотрудников должна быть чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; • в речь включены разнообр азные образцы речевого этикета. 2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями: • следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей( организовать звукоподражательные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения) ; • наблюдать за темпом и громкостью речи детей. 3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря: • создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность; • помогать ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них; • знакомить детей с син онимами, антонимами, омонимами. 4. Развивать связную речь: • побуждать детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; • организовывать ди алоги между детьми и взрослыми. 5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и по ощрять детское словотворчество. Но не только эту проблему нужно решать в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможно стями. Из этого следует что, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими его людьми. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решит ь проблему развития речи детей. Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспитание, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребенка, не только в семье, но и в окружающем мире. Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально- волевую, психическую сферы, воображение. Семья- важнейший институт воспитания, социализации ребенка. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Благодаря процессу общения ребенок усваивает ценности, опреде ляющие его дальнейшее развитие. Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к сокровищнице человеческой культуры, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального в заимодействия с другими людьми. Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка( речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т. д. ) . Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полно стью должна возлагаться на них. Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития- фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально- личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи. Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышанных слов. Он не будет знать, какое удовольствие доставляет общение со взрослым. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Лучше начать какую- либо практическую работу с малышом, прибегая при этом к различным средствам. Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно- эстетического вкуса, мировоззрения. Оно «очищает» от всех отрицательных эмоций, формирует положительное эмоциональное состояние, коррек тирует коммуникативные проблемы. Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребенка значительно возросло, необходимо предоставить детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности, общению и т. д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуал ьные особенности и возможности. Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую дея тельность, эмоциональную сферу. Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опирая сь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры( былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т. д. ) . Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В дальнейшем это перерастет в любовь к литературе и искусству. Они же будут сопровождать чел овека на протяжении всей жизни. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Родители с раннего возраста должны прививать ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анали зировал их поступки и действия. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т. д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, пр еломляя через собственный опыт. Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Но надо учитывать, что официальный тон в общении с р ебенком недопустим. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, пос тигать мир переживаний и чувств. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общатьс я с другими детьми в дальнейшем. Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самы х близких людей( отца и матери) . Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, э кскурсии, выставки. Задачи родителей- расширить круг общения ребенка. При совместном времяпровождении ребенок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать активное уча стие в культурной жизни ребенка. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребенку в развитии коммуникативной сф еры при дальнейшей социализации. Из источника: http: / / wiki. pdfm. ru/ 36pedagogika/

Оставить комментарий: