"Особенности планирования организации работы с детьми летом" - педагогические чтения
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Педагогические чтения: « Особенности планирования организации работы с детьми летом» Воспитатель: Москалёва С. И. Дорогобуж, 2020 Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Поэтому необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дает ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета. Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, воспитатели обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, р ассказать о них детям. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей( с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка, емкостью для воды( небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д. , тентом от солнца и дождя) . Цель деятельности детского сада в летний оздоровительный период: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социально го здоровья воспитанников ДОУ, развитие познавательных способностей детей. Задачи: Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма, предупреждение заболеваемости и травматизма. Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников. Проводить просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Организовать помощь родителей в благоустройстве территории детского сада в летний период, поддержка инициативы родителей( законных представителей) . Подготовке к началу нового учебного года Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает: включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности( без психического и дисциплинарного принуждения) ; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытое временное завершение деятельности( каждый действует в своем темпе) ; интеграцию художественно- эстетической и физкультурно- типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности( познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др. ) . В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно- оздоровительной и художественно- эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных областям( «Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей: самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач. Физкультурно- оздоровительная работа включает: утреннюю гимнастику; физкультурные занятия( игрового, сюжетного, тематического вида) ; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых( физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) ; самостоятельную двигательную деятельность; закаливание. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены: комплекс общеразвивающих упражнений; обыгрывание сюжета; 3—4 подвижные игры; физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров; оздоровительный бег на участке; элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др. В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Физкультурные занятия на воздухе направлены на: повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления( солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами( наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др. ) ; расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазан и и, метании; развитие физических качеств( силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) ; овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно- развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников. При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются: Комплекс подвижных игр( 2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью( в том числе сюжетной) : профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков( выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п. ) . Элементы спортивных игр( баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др. ) и спортивные упражнения( кат ание на велосипеде, самокате и др. ) . Игры с элементами спортивного ориентирования. Комплекс подвижных игр( 2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников. Активный отдых ( физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. Тематика физкультурно- массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления. Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий: включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность( утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности) ; обеспечение необходимым спортивным инвентарем( оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе; предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений; индивидуализация( дифференциация) физических упражнений с учетом уровней( гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников. Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно- оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы( воздух, воду, рассеянные лучи солнца) : ежедневные оздоровительные прогулки( не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования) ; многократное умывание в течение дня; полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи; дневной( ночной) сон при открытых окнах( избегая сквозняков) ; ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей( от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе) ; по траве, песку. На спортивных и игровых площадках обеспечиваются: - закрепление и совершенствование различных видов движений у детей ( ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ; - развитие физических качеств ( ловкости, быстроты, выносливости) ; - воспитание положительных нравственно- волевых черт личности ( активности, самостоятельности) . В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры- забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, “школа мяча”, “школа скакалки”, игры- эстафеты, спортивные праздники и развлечения. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует создать условия организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, чтение художественной литературы, игровая. Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно- гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использова ть дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы( расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования. Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах: “Как беречь здоровье летом? ”; “Как предупредить простуду? ”; “Как оказать первую помощь себе и детям( при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа? ”; “Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой? ”; “Как надо вести себя у воды, в лесу? ” и т. д. Можно провести беседы с рассматриванием картинок “В мире опасных предметов и проборов”, “Служба 01; прочитать книжки по данной тематике( С. Я. Маршак “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”, Г. М. Цыферов “Жил на свете слоненок”) ; закрепить правила дорожного движения. В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность ( рисование, аппликация, оригами, бумагопластика и т. д. ) . Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия ( устойчивые столы, стулья, выносные мольберты) . Художественно- эстетическая работа включает: изобразительную деятельность( рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн) ; музыкальную деятельность воспитанников; ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора. При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является: рассматривание произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства, отображающих красоту летней природы; проведение художественно- дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете; экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами; включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников( придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры( деревьев, цветов) , мелками на асфальте, палочками на песке) ; освоение нетрадиционных техник рисования( граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др. ) ; лепка из глины, пластилина, соленого теста( объемные изображения, декоративные пластины) ; аппликационная деятельность( создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики( из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др. ) ; конструирование техническое( из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное( из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов) ; детский дизайн: аранжировки( букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др. ) ; дизайн одежды( проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений) ; декоративно- пространственный дизайн( интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др. ) . В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является: включение изобразительной деятельности в детские праздники; проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями; организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком. В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является: использование музыки в режимных моментах; фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений; проведение музыкально- дидактических игр и заданий, музыкальных викторин; включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы( А. Вивальди, П. И. Чайковского и др. ) ; сольное и коллективное музицирование; самостоятельная музыкальная деятельность детей( исполнение песен и танцев, организация сюжетно- ролевых игр с «музыкальными» сюжетами) . В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий. В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период. В летний период большие возможности реализации задач экологического воспитания детей. Воспитатели могут организовать различные мероприятия, которые помогут углубить знания детей о природе, непосредственно их окружающей, расширить представления, полученные в течение года. На каждом участке есть цветущие культурные или дикорастущие растения. Длительные наблюдения за ними позволяют познакомить со строением растений, сравнить растения друг с другом, определить благоприятные условия произрастания, стадии роста и развития. Среди зелени обязательно найдутся многочисленные насекомые. Через наблюдения воспитанники познакомятся с окраской, со своеобразным полетом каждого насекомого, узнают где можно встретить того или иного насекомого, чем питаются, какие крылья и как с помощью их они летают, сколько лапок и как передвигаются по твердым предметам и т. д. Повышению активности и к самостоятельным наблюдениям помогут вопросы и задания проблемного характера, сравнительные наблюдения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений. Также не должны остаться без внимания птицы, домашние животные ( кошки и собаки) . Эффективными формами экологического воспитания являются игры, беседы, развлечения, праздники, чтение познавательной литературы. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно- исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы( состоянием почвы, температурой воздуха, осадками, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию ( с водой и песком, коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Планируется проведение долгосрочных наблюдений. Результаты наблюдений фиксируются, дел аются зарисовки. Рекомендуется воспитателям организовывать работу в виде проектной деятельности. Для старших дошкольников рекомендуются темы исследовательской деятельности( например: «Этот замечательный сорняк», «Ах эти летние дожди…») Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр- драматизаций. Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно- бытовому труду, организации развлечения “День добрых дел”. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде. А насколько интересно и содержательно проводил ась работа летом, воспитателям предлагаю предоставить презентаци и «Эти летние деньки», которые позволят проанализировать работу в летний период, отметить удачи и неудачи с целью планирования более содержательной работы на следующий год. В летний период целесообразно использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников: наглядную агитацию, анкетирование, рекомендации, консультации, совместные мероприятия. О формить уголки для родителей, например: « Эти случаи мо жно предотвратить», «Правила ДПС – правила твои», «Летний отдых с детьми в выходные и во время отдыха», «Осторожно: ядовитые растения! » и т. д. Планируя работу с родителями важно направить усилия на установление доверительных отношений с ними, постоянное совершенствование форм и содержания взаимодействия по вопросам воспитания и развития воспитанников. Грамотный подход к организации образовательного процесса позволит обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам процесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Педагогические чтения: « Особенности планирования организации работы с детьми летом» Воспитатель: Москалёва С. И. Дорогобуж, 2020 Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Поэтому необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года. Пребывание на свежем воздухе, тесное общение с природой, получение множества впечатлений, разнообразная физическая активность дает ребенку мощный заряд энергии и положительных эмоций для успешного полноценного развития и укрепления иммунитета. Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, воспитатели обязаны тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, р ассказать о них детям. Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей( с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка, емкостью для воды( небольшим надувным бассейном, тазиком, ванночкой и т. д. , тентом от солнца и дождя) . Цель деятельности детского сада в летний оздоровительный период: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ, развитие познавательных способностей детей. Задачи: Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма, предупреждение заболеваемости и травматизма. Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников. Проводить просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Организовать помощь родителей в благоустройстве территории детского сада в летний период, поддержка инициативы родителей( законных представителей) . Подготовке к началу нового учебного года Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности. Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает: включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности( без психического и дисциплинарного принуждения) ; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытое временное завершение деятельности( каждый действует в своем темпе) ; интеграцию художественно- эстетической и физкультурно- типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности( познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др. ) . В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно- оздоровительной и художественно- эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных областям( «Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей: самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач. Физкультурно- оздоровительная работа включает: утреннюю гимнастику; физкультурные занятия( игрового, сюжетного, тематического вида) ; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых( физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) ; самостоятельную двигательную деятельность; закаливание. Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены: комплекс общеразвивающих упражнений; обыгрывание сюжета; 3—4 подвижные игры; физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров; оздоровительный бег на участке; элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др. В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Физкультурные занятия на воздухе направлены на: повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления( солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами( наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др. ) ; расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазан и и, метании; развитие физических качеств( силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) ; овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно- развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников. При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются: Комплекс подвижных игр( 2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью( в том числе сюжетной) : профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков( выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п. ) . Элементы спортивных игр( баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др. ) и спортивные упражнения( кат ание на велосипеде, самокате и др. ) . Игры с элементами спортивного ориентирования. Комплекс подвижных игр( 2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников. Активный отдых ( физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей. Тематика физкультурно- массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления. Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий: включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность( утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности) ; обеспечение необходимым спортивным инвентарем( оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе; предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений; индивидуализация( дифференциация) физических упражнений с учетом уровней( гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников. Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно- оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы( воздух, воду, рассеянные лучи солнца) : ежедневные оздоровительные прогулки( не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования) ; многократное умывание в течение дня; полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи; дневной( ночной) сон при открытых окнах( избегая сквозняков) ; ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей( от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе) ; по траве, песку. На спортивных и игровых площадках обеспечиваются: - закрепление и совершенствование различных видов движений у детей ( ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ; - развитие физических качеств ( ловкости, быстроты, выносливости) ; - воспитание положительных нравственно- волевых черт личности ( активности, самостоятельности) . В качестве основных средств воспитания и развития движений у дошкольников летом используются: подвижная игра, игровые упражнения, игры- забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, “школа мяча”, “школа скакалки”, игры- эстафеты, спортивные праздники и развлечения. Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой. Летом воспитанники почти все время проводят на территории ДОУ. При планировании работы с воспитанниками в летний период педагогам следует создать условия организации самостоятельной деятельности воспитанников и совместной деятельности взрослых и детей в группе, а также на участке детского сада. В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, чтение художественной литературы, игровая. Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно- гигиенических навыков. Так, для работы с детьми младшего возраста можно использовать дидактические игры, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки соответствующего содержания. Кроме того, в младших группах необходимо иметь игровые гигиенические наборы( расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) для закрепления навыков их использования. Детям старшего возраста можно давать разнообразную информацию о личной гигиене, способах оказания первой помощи при чрезвычайных обстоятельствах: “Как беречь здоровье летом? ”; “Как предупредить простуду? ”; “Как оказать первую помощь себе и детям( при ушибе, ссадине, укусах осы, пчелы, кровотечении из носа? ”; “Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физкультурой? ”; “Как надо вести себя у воды, в лесу? ” и т. д. Можно провести беседы с рассматриванием картинок “В мире опасных предметов и проборов”, “Служба 01; прочитать книжки по данной тематике( С. Я. Маршак “Кошкин дом”, “Рассказ о неизвестном герое”, Г. М. Цыферов “Жил на свете слоненок”) ; закрепить правила дорожного движения. В летнее время на улице с детьми можно организовывать продуктивную образовательную деятельность ( рисование, аппликация, оригами, бумагопластика и т. д. ) . Для этого на участке должны быть созданы соответствующие условия ( устойчивые столы, стулья, выносные мольберты) . Художественно- эстетическая работа включает: изобразительную деятельность( рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн) ; музыкальную деятельность воспитанников; ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора. При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является: рассматривание произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства, отображающих красоту летней природы; проведение художественно- дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете; экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами; включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников( придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры( деревьев, цветов) , мелками на асфальте, палочками на песке) ; освоение нетрадиционных техник рисования( граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др. ) ; лепка из глины, пластилина, соленого теста( объемные изображения, декоративные пластины) ; аппликационная деятельность( создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики( из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др. ) ; конструирование техническое( из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное( из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов) ; детский дизайн: аранжировки( букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др. ) ; дизайн одежды( проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений) ; декоративно- пространственный дизайн( интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др. ) . В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является: включение изобразительной деятельности в детские праздники; проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями; организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком. В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является: использование музыки в режимных моментах; фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений; проведение музыкально- дидактических игр и заданий, музыкальных викторин; включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы( А. Вивальди, П. И. Чайковского и др. ) ; сольное и коллективное музицирование; самостоятельная музыкальная деятельность детей( исполнение песен и танцев, организация сюжетно- ролевых игр с «музыкальными» сюжетами) . В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий. В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период. В летний период большие возможности реализации задач экологического воспитания детей. Воспитатели могут организовать различные мероприятия, которые помогут углубить знания детей о природе, непосредственно их окружающей, расширить представления, полученные в течение года. На каждом участке есть цветущие культурные или дикорастущие растения. Длительные наблюдения за ними позволяют познакомить со строением растений, сравнить растения друг с другом, определить благоприятные условия произрастания, стадии роста и развития. Среди зелени обязательно найдутся многочисленные насекомые. Через наблюдения воспитанники познакомятся с окраской, со своеобразным полетом каждого насекомого, узнают где можно встретить того или иного насекомого, чем питаются, какие крылья и как с помощью их они летают, сколько лапок и как передвигаются по твердым предметам и т. д. Повышению активности и к самостоятельным наблюдениям помогут вопросы и задания проблемного характера, сравнительные наблюдения, практический поиск ответов, совместные зарисовки в календаре или альбоме летних наблюдений. Также не должны остаться без внимания птицы, домашние животные ( кошки и собаки) . Эффективными формами экологического воспитания являются игры, беседы, развлечения, праздники, чтение познавательной литературы. Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно- исследовательской деятельности: наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы( состоянием почвы, температурой воздуха, осадками, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию ( с водой и песком, коллекционированию, моделированию, решению проблемных ситуаций. Планируется проведение долгосрочных наблюдений. Результаты наблюдений фиксируются, дел аются зарисовки. Рекомендуется воспитателям организовывать работу в виде проектной деятельности. Для старших дошкольников рекомендуются темы исследовательской деятельности( например: «Этот замечательный сорняк», «Ах эти летние дожди…») Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы; повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературный досуг, викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр- драматизаций. Нельзя забывать и о трудовой деятельности: закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений, дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке групповой комнаты, участка, труду на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно- бытовому труду, организации развлечения “День добрых дел”. В ходе данной работы с детьми закрепляются знания о профессиях, разучиваются пословицы и поговорки о труде. А насколько интересно и содержательно проводил ась работа летом, воспитателям предлагаю предоставить презентаци и «Эти летние деньки», которые позволят проанализировать работу в летний период, отметить удачи и неудачи с целью планирования более содержательной работы на следующий год. В летний период целесообразно использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников: наглядную агитацию, анкетирование, рекомендации, консультации, совместные мероприятия. О формить уголки для родителей, например: « Эти случаи можно предотвратить», «Правила ГАИ – правила твои», «Летний отдых с детьми в выходные и во время отдыха», «Осторожно: ядовитые растения! » и т. д. Планируя работу с родителями важно направить усилия на установление доверительных отношений с ними, постоянное совершенствование форм и содержания взаимодействия по вопросам воспитания и развития воспитанников. Грамотный подход к организации образовательного процесса позволит обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам процесса.