Сообщение для воспитателей на методическом объединении «Обучение дошкольников спортивным играм и упражнениям»

Опубликовано: 19:43:11 16-05-2020

Автор: Бычкова Елена Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Крепыш» города Кузнецка

  

 

 

 

 

 

Сообщение для воспитателей на методическом объединении 

 

 «Обучение  дошкольников спортивным играм и упражнениям»

 

                                                       

 

 

Выполнила: старший воспитатель

МБДОУ ДС № 2 «Крепыш»

Бычкова Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

  

 

 

Изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. А для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье, знаниях, развитии. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Так почему не играют наши дети?

Каковы причины?        

  • Не умеют играть (Утеряны детские разновозрастные дворовые сообщества. Не кому передать опыт коллективной игры)
  • Редкое явление - родители, играющие с ребенком.
  • Многим детям энергичные подвижные игры оказываются не по силам.

           У современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения». А ведь игра это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений.

Уход игры со двора может свидетельствовать о том, что у современных детей она перестает быть «школой произвольного поведения». Но ни какая другая деятельность для ребенка 4-6 лет эту функцию выполнить не может. А ведь произвольность – это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых и в этом случае процесс формирования воли приобретает или неправильное направление, или же вообще затрудняется. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях России, как региональный компонент реализуются авторские программы, например «Здоровый дошкольник», которые в том числе направлены на обучение детей элементам спорта и спортивным упражнениям.

Лето – самое плодотворное время для укрепления здоровья детей и формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В этот период года дошкольники проводят большую часть времени на свежем воздухе. Этот период один из самых благоприятных для обучения детей различным спортивным играм и упражнениям. Эти игры обеспечивают гармоничное – личностное, физическое и психическое – развитие дошкольника. 

2. Все игры для дошкольников, построенные на движении, можно разделить на 2 большие группы. Назовите их

  1. Подвижные с правилами.
  2. Спортивные.

 

(Слайд № 2)

 

Подвижные с правилами — это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить:

  • сюжетные(«У медведя во бору», «Гуси-гуси»). 

Они имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта , движения и повадки животных, птиц и т д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

  • бессюжетные(«Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников;
  • подвижные игры с элементами соревнования(индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Сюда же можно отнестиигры-эстафеты.
  • игровые упражнения(«По мостику», «Через ручеек»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей;
  • игры-забавы.В них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.

Назовите спортивные игры

Спортивные игры (летний период): (слайд № 3)

- баскетбол

- бадминтон

- футбол

- хоккей на траве

- волейбол

- городки

- настольный теннис

 

Чем отличаются подвижные игры от спортивных?

Спортивные игры, виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью — ворота, площадка и т. п. соперников). Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др.

Приведите примеры спортивных упражнений.

Спортивные упражнения летом:  (слайд № 4)

- катание на велосипеде

- катание на самокате

- упражнения на метание (бросание, ловля, перебрасывание, отбивание мяча)

- упражнение в ходьбе и беге (ходьба разными способами, бег на  выносливость, быстроту)

-  упражнения в прыжках в высоту, длину, ширину, через скакалку различными способами

 - упражнение в лазании, перелезании, пролезании различными способами с использованием игрового оборудования на участке детского сада.

- упражнения для равновесия 

 

3. Каково значение спортивных игр?

 

Значение спортивных игр:  (слайд № 5)

 

- способствуют развитию координационных способностей,

- содействуют свободной ориентировке в спортивном зале и на спортивной площадке,

- закрепляют двигательные навыки владения мячом,

- развивают физические качества,

- обеспечивают тренирующий эффект и интенсифицируют деятельность кардиосистемы,

- расширяют двигательный опыт детей.

- учат правильно называть физические упражнения, замечать сходства и различия в технике их выполнения.         
-  формируют умение сравнивать технические элементы движений, уметь составлять из частей целое, видеть общее в схеме и рисунке.
- знакомят детей с техническим элементами спортивных упражнений и игр, а также учат классифицировать их по видам.
- дают  представление о разных видах спорта.

Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даёт каждому ребёнку право выбора, что очень важно при работе с детьми, так как предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, полученных на занятиях.

Что делать, если ребенок не хочет играть? (Если это один – два раза, то этому не следует придавать значение. Если постоянно, то нужно выяснить  причину – не умеет играть, мало ходил в детский сад, состояние здоровья, плохо получается – не хочет выполнять упражнения, прилагать усилия. Нужно стимулировать, поощрять, поддерживать.

Обстановка соревнований побуждает детей к движению и, таким образом, повышает двигательную активность, подталкивает к общению. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей силы воли и организационные умения. Участникам игры просто необходимо договориться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность.

 

Каковы же условия необходимые для обучения спортивным играм?

Условия для обучения дошкольников элементам спортивных игр. (слайд № 6)

  • Физическая подготовленность детей

(Подготовка организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр, С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания).

  • Наличие специального помещения или открытой площадки;
  • Спортивное оборудование, инвентарь (в соответствии требованиями техники безопасности)
  • Профессиональная компетентность специалистов ДОУ;
  • Многократное повторение действий;
  • Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

Очень важно создать для упражнений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему. Для некоторых игр (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих.

    

    4.  Большим  преимуществом для ДОУ в обучении спортивным играм является наличие спортивного зала и бассейна. Для обучения элементам игры в баскетбол устанавливаются стационарные баскетбольные щиты с кольцами, приобретаются резиновые мячи различных диаметров, наборы для игры в городки и бадминтон. Для обучения игре в волейбол необходима волейбольная сетка, для игры в хоккей и футбол детские ворота. На территории детского сада должна быть оборудована  спортивная площадка, с баскетбольными щитами, стойками для натягивания сетки для игры в волейбол и бадминтон, дорожка длиной 30м для бега, езды на самокате и велосипеде. На спортивной площадке также должна быть оборудована прыжковая яма и дорожка для разбега.

Спортивные игры рекомендуется осваивать с детьми со старшей группы, так как спортивные игры:

  • это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;
  • это игры, требующие подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;
  • каждая спортивная игра требует конкретной техники.

Освоение спортивных игр происходит в следующих взаимосвязанных этапах (слайд № 7)

  • первый этап: подводящие игры и упражнения;
  • второй этап: специальные упражнения (техника игры);
  • третий этап: игры по упрощённым правилам.

Подводящими упражнениями могут служить:

1.Отдельные части изучаемого двигательного действия.

2.Имитация изучаемых двигательных действий.

Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.  Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры).

Как сформировать интерес к спортивным играм?

Необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый, рассмотреть иллюстрации. При этом можно использовать средства наглядности (видеозаписи) и организовывать посещение соревнований. Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др.

 

Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц.  

 

5. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание. Следующий компонент методики этого этапа - показ образца движения. Затем идут постоянные упражнения в выполнении разучиваемого движения и контроль за качеством их выполнения. Упражнения даются детям с постепенным усложнением. Обязательно с учетом индивидуальных возможностей.

 Основа практических приемов этапа разучивания - выполнение упражнений в комфортном для детей режиме.

Так как дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой, им нужна помощь воспитателя в освоении элементов тактики спортивных упражнений, игр.  Одно из условий успешного обучения играм с элементами спорта, многократное, совместное с воспитателями и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха. Каждый ребенок выполняет задание рядом и вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности. Воображаемые ситуации на занятиях по обучению играм с элементами спорта (путешествие в город мячей, волшебные зонтики, в гостях у солнышка) помогают сделать для ребенка задания интересными. Он не просто манипулирует с ракеткой, а превращает ее в руль, колесо, ключ, зонтик.

Третий этап – игры по правилам, адаптированным к возрастным возможностям детей

При руководстве спортивными упражнениями используются общеметодические методы и приёмы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценка действий, поощрение, показ другим ребёнком. При этом нужно следить, чтобы инструкция не была длительной, очень детальной, чтобы интерес детей не пропал.

В процессе обучения подвижным играм и спортивным упражнениям необходимо уделять место развитию детского двигательного творчества. Каким образом?

- придумывание сюжета игры, правил, введение в знакомую игру новых игровых персонажей, придумывание  спортивных упражнений (прыжки через скакалку, игра с мячом)

-  выбор спортивного оборудования для одной задачи (узкий ручеек, широкий ручеек, скамейки разной высоты, ширины). Пройти по этим ручейкам как мышка – на носочках, как петушок – высоко поднимая ноги, как медвежонок – на четвереньках.  Пронеси в корзину воздушный мяч с помощью ракетки или гимнастической палки.

- экспериментирование с образными движениями в подвижных играх – как кошечка ходит, когда она довольная, когда испуганная и т.д.

- выбор способа выполнения движения (разместить мишени на разной высоте и спросить, каким способом удобнее попадать мячом в – корзину или в обруч)

- творческие задания (прыжки из обруча в обруч – разное размещение)

Ребенок будет экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации и конкретных педагогических задач, особенно, если весь педагогический процесс имеет творческую направленность.

Очень большую роль в освоении детьми элементов спортивных игр и упражнений играет эмоциональный настрой педагога, его непосредственное участие в играх и соревнованиях. Это вызывает у детей доверие к педагогу, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда является главным мотивом участия в игре.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулке. Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями — их эмоциональность. Детям интересно, когда они заняты.  Разнообразие упражнений и игр увлекает детей, доставляет удовольствие. 

Спортивные игры и упражнения желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности дошкольников. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (с высокой и средней двигательной активностью) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами вокруг разных предметов и т.д.), при этом воспитатель осуществляет контроль. 

 

6.  Дети второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) упражняются в разных видах прыжках через скакалку. Такая организация требует от педагога тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями воспитанников.

   При определении количества занятий спортивными играми и упражнениями нужно учитывать возраст детей. Также воспитателям необходимо учитывать природные и климатические условия и индивидуальные особенности детей своей группы. (слайд № 8)

 

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Вторая младшая группа

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

1 - 2 (в зависимости от погоды)

2 – 3

4 – 5

Ежедневно (на утренней или вечерней прогулке)

 

 

Во время игр и спортивных развлечений воспитатель должен знать, что психика ребенка неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывать ребенку на его ошибки надо очень тактично. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение.

 

Сотрудничество и сотворчество детей и воспитателя развивает воображение детей, побуждает их к свободным и естественным движениям. Это положительно сказывается на самостоятельной двигательной деятельности. Дети охотно играют с мячами, стремясь достичь результатов в действиях (забросить, забить, отбить, провести). Достигнув желаемого, дети стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность. Ребята не просто манипулируют ракеткой, битой, шариком, воланом, они ищут способ решения двигательной задачи: прокатить вокруг обруча, догнать, не потерять. Таким образом, игры с элементами спорта являются не только эмоциональным воплощением процесса выполнения, но и достижения результатов. Дети попадают в особый мир отношений, переживаний, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность и создают разрядку, смену напряжений. Ребенок учится добиваться успеха.

Особенно эмоционально, с радостными переживаниями и положительными эмоциями проходят детско – взрослые спортивные праздники и развлечения, в которых принимают участие педагоги и члены семей воспитанников.

 Приведите примеры.

- например « Мы- олимпийцы», «Летние Олимпийские игры», «Мой веселый, звонкий мяч», «Здравствуй, Спортландия», «Быстрее, выше, сильнее», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День пап», «Семейные старты».7

 

7. Акции физкультуры и здоровья (слайд № 9)

 

Тема акции

Содержание акции

Спорт, спорт, спорт

•         Малые летние Олимпийские игры

•         Встреча со спортсменами (родителями)

•         Совместные спортивные игры и упражнения

Закаляйся, как сталь

•         Развлечение «Сильным, смелым вырастай»

•         День пап

•         Спортивное соревнование клуба для родителей «Здравствуй, Спортландия!»

Физкульт УРА!

•         Физкультурный праздник  «Папа, мама, я -спортивная семья»,

•         Семейные старты

•         Встреча с учащимися спортивной школы и показательные выступления

 

 

 

Таким образом, правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

 

Рекомендации по обучению детей элементам спортивных игр

 

Мини-баскетбол.

Основная игровая задача в мини-баскетболе – забросить мяч в корзину соперника.

Рекомендуемая последовательность обучения детей игре в мини-баскетбол следующая:

·      обучение движениям, выполняемым без мяча и с мячом в руках без передачи его партнёру: основная стойка баскетболиста (ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперёд), остановки, повороты, прыжки;

·      обучение технике удержания; передаче мяча;

·      обучение броскам мяча в корзину;

·      игры с элементами баскетбола («Передача мяча», «Гонка мячей»).

·      обучение игре в мини-баскетбол.

 

Волейбол.

1. Переброс мяча через сетку в определенное место, разными способами.

2. Переброс мяча друг другу с препятствием. Два человека бросают мяч друг другу, третий - отбирает его.

3. Переброс мяча по диагонали, стоя в шеренгах через одного.

 

Футбол.

 

Главная игровая задача в футболе – забить мяч в ворота соперника.

Обучать детей двигательным умениям футбола следует в следующей последовательности:

·         подготовительные упражнения без мяча и с мячом без передачи мяча партнёру (подкидывать мяч ногой, ловить его руками; подкидывать мяч ногой вверх несколько раз подряд, отбивая его верхом стопы, внутренней её стороной и т.д.);

·         передача мяча партнёру (отбивая его ногой с ходу; останавливать катящийся мяч внутренней частью ступни и посылать его обратно);

·         игры с элементами футбола («Мяч между кеглями», «Попади в центр».

После того, как дети овладеют некоторыми навыками игры, можно создавать команды для игры в футбол по упрощённым правилам. Дети дошкольного возраста играют в футбол два периода по 5 минут с перерывом 5 минут. Участники ведут мяч ногами, передают товарищам, бьют по воротам противника. Побеждает команда, забившая больше голов.

 

«Хоккей на траве».  Техника игры в хоккей включает на траве: передвижения, держание клюшки, ведение мяча, броски и удары мяча, прием и остановки мяча. Игры с клюшкой и мячом можно проводить на площадке, на траве.

Городки. Старинная народная игра.  Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата («города»). В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющий бросает биты с полукона. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков.

Настольный теннис.  Сначала дети учатся держать ракетку, выполняют подводящие упражнения: поворот кистей рук влево и вправо, вверх и вниз. Затем упражнения усложняются: жонглирование ракеткой и мячом (подбрасывать вверх, о пол, о стенку), ходьба, бег с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его. Когда дети освоят эти упражнения, можно предложить им перебрасывать мяч через натянутую на столе сетку.

Бадминтон.

 

Подготовительные упражнения:

1.Обучение детей способу правильно держать ракетку.

2.Подбрасывание волана.

3.Жонглирование воланом.

4.Техника удара ракеткой справа, слева, над головой.

5.Подача волана.

6.Игра вдвоем.

   Овладев элементарной техникой и правилами игры в бадминтон, дети могут играть в неё через веревку или сетку в помещении и на участке.

 

Оставить комментарий: